Базовые стратегии психологических защит
Страница 2

Материалы » Психологические защиты от манипуляций » Базовые стратегии психологических защит

«Я – не я»

Достаточно прозрачным способом психологической защиты являются реактивные образования – когда человек совершает подмену собственных чувств на противоположные. Классические примеры реактивных образований можно найти в поведении подростков, стремящихся вывернуть наизнанку чувства, которые они считают постыдными. Поэтому приходится смеяться в кино над фильмом, который вызывает слезы или лупить портфелем барышню, за которой хочется поухаживать, но страшно «что скажут пацаны».

· Всемогущий контроль– восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

· Диссоциация

– отделение себя от своих неприятных переживаний.

· Идентификация с агрессором

– бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

· Отрицание

– полный отказ от осознания неприятной информации.

· Примитивная идеализация

– восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

· Примитивная изоляция

, в частности защитное фантазирование

– уход от реальности в другое психическое состояние.

· Проективная идентификация

– когда человек навязывает кому-либо роль, основанную своей проекции.

· Проекция

– ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.

· Расщепление Эго

– представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

· Аннулирование

или Возмещение

– бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

· Вытеснение

, Подавление

или Репрессия– в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.

· Вымещение

, Замещение

или Смещение– в бытовом смысле «поиск козла отпущения».

· Игнорирование

или Избегание

– контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

· Идентификация

– отождествление себя с другим человеком или группой людей.

· Изоляция аффекта

– удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

· Интеллектуализация

– неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

· Компенсация

или Гиперкомпенсация– прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

· Морализация

– поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

· Отыгрывание

, Отреагирование вовнеили Разрядка

– снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

· Поворот против себя

или Аутоагрессия

– перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

· Раздельное мышление

– совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

· Рационализация

– объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

· Реактивное образование

– защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

· Реверсия

– проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.

· Регрессия

– возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

· Сублимация

– перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

  • Чувства должны быть излиты

· Впрочем, мы можем попасть в критические ситуации, не настолько сильно бьющие по нашему самоуважению, чтобы нам требовалась психологическая защита – но, тем не менее, требующие определенной разрядки. И у нас есть для этого свои методы.

· Сублимация

. Вокруг темы сублимации (спасибо, Фрейду) существует немало домыслов относительно ее сексуального характера. На деле сублимироваться может не только сексуальная энергия, но и, допустим, агрессия, которой требуется найти выход. Например, известны «комнаты гнева» в японских корпорациях, где сотрудники могут попинать подушку или пошвыряться в стену краской.

· Интернализация

. Этот механизм разрядки проще всего описать фразой «Не очень-то и хотелось». Если не получается достигнуть желаемого, порой оказывается проще убедить себя в том, что тебе это не нужно

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Специфика общественных отношений состоит в том, что человек представляет в них определённые общественные группы (классы, профессии и т.п.). Такие отношения несут безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных социальных роле ...

Методика исследования тревожности у детей
Для проведения исследования, был определен уровень тревожности с помощью диагностической методики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности». У всех детей, участвующих в эксперименте, был определен уровень тревожности с помощью ди ...

Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры
В данной работе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в уси ...