Общая характеристика восприятий
Страница 5

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Общая характеристика восприятий

Представления формируются в процессе деятельности чело­века, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и бале­рины .— двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичны­ми). Единичные представления — это представления, основан­ные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются также по степени проявления во­левых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это пред­ставления, возникающие спонтанно, без активизации воли и па­мяти человека. Произвольные представления — это представ­ления, возникающие у человека под воздействием воли, в инте­ресах поставленной им цели.

Представления, наконец, различаются по продолжительности и бывают оперативными, кратковременными и долговременными.

Оперативные представления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для вы­полнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представ­лений для определения типа самолета, отметка о наличии кото­рого появилась на дисплее его локатора.

Кратковременные представления — это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на за­нятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого пред­ставления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления — это представления, кото­рые сохраняются в памяти человека и используются им длитель­ное время и достаточно часто. К ним относятся в основном про­фессиональные представления.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме:

Возникновение тестирования
Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пун ...

Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С ...

Исследование особенностей женской личности в различных аспектах деятельности. Описание используемых методик при исследовании проблемы
Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению особенностей самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста. Объектом исследования являлась личность женщины. Предметомисследования выступало самосознание незамужних женщ ...