Понятие речи в психологии
Страница 1

Речью называется процесс практического применения чело­веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес­се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме­стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до­стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно­ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер­тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву­ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас­ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф­ференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо­нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по­ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про­хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши­пящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по­нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со­став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци­ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри­мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

♦содержательность речи определяется количеством выра­женных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значитель­ностью и соответствием действительности;

♦понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот­ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

♦выразительность речи связана с ее эмоциональной насы­щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс­ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по­ведение.

Речь выполняет определенные функции:

♦функция выражения заключается в том, что, с одной сторо­ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой — вырази­тельность речи, ее эмоциональность значительно расши­ряет возможности общения;

♦функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

♦функция обозначения состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст­вительности присущие только им названия;

♦функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:

♦ устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой;

♦ монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

♦диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

♦письменнаяречь — это речь посредством письменных знаков;

♦внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об­щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк­ретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе­рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес­кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя­тия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

♦энергетическая система дыхательных органов, необходи­мая для возникновения звука;

♦легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

♦генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо­вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Проблема трудностей в обучении в младшем школьном возрасте. Понятие и содержание психологических трудностей в обучении
При рассмотрении понятия неблагополучия очень часто упоминаются термины "недостаток", "отклонение", "трудности". Некоторые авторы рассматривают их как синонимы[13, с. 22]. По мнению Ю.З.Гильбуха данные понят ...

Работа над ошибками
Страшно не упасть, а не подняться. / Немецкая пословица / Человек должен созреть для любви. Вокруг огромное количество не сформировавшихся как личности мужчин и женщин. Они плывут по течению, надеясь на свою счастливую судьбу, не умея к ...

Нервная анорексия и булимия
Общее и особенно психосексуальное развитие у стремящихся к голоданию задержано. Установка на свое тело означает нарциссическую переоценку и проявляет амбивалентность: с одной стороны, сосредоточенность и повышенное внимание, а с другой — ...