Сущность и особенности эмоций и чувств
Страница 1

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Сущность и особенности эмоций и чувств

В отличие от познавательных процессов, в которых действи­тельность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отража­ется в форме переживаний, в ее соответствии или несоответст­вии потребностям и интересам человека.

Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалент­ны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответ­ствующие потребности).

Чувства

— это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции,

в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:

♦носят субъективный характер (они субъективны в том смыс­ле, что всегда выражают личное положительное или отри­цательное отношение человека к объективной действитель­ности; вместе с тем они выражают и внутренние состоя­ния данного человека, испытываемые им);

♦вызывают удовольствие или неудовольствие (могут нравиться или не нравиться — то или иное событие может обра­довать или огорчить, оно переживается как приятное или неприятное);

♦отражают характер взаимодействия организма со средой (зависят и от свойств объективных воздействий и от осо­бенностей ее раздражителей);

♦имеют очень большое многообразие (например, огорчение, радость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и сте­пеней интенсивности в зависимости от вызвавших их при­чин, условий деятельности, которой он занят, предшеству­ющих событий, значимости явления для данной личнос­ти, ее индивидуальных особенностей и т. п.);

- вызывают успокоение или возбуждение (могут активизиро­вать или затруднять деятельность и поведение людей).

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, от­личаются большой сложностью. Как и все психические процес­сы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воз­действием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего поряд­ка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. От­туда по центробежным нервным проводникам импульсы воз­буждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторно­го учащения сокращений сердца при неожиданных раздражи­телях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций иг­рает ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирую­щее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирую­щей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамичес­ких стереотипов. Легкость формирования динамического сте­реотипа связывается с положительными эмоциями, с пережи­ваниями удовольствия, приятного состояния, непринужденно­сти. Трудность образования динамического стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмоциями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п.

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они при­обретают значение высшего коркового регулятора эмоциональ­ных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигналь­ной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Чувства и эмоции многообразны. По сложности они делятся на интеллектуальные, нравственные и эстетические.

Интеллектуальные чувства — это чувства, связанные с по­знавательной деятельностью человека. Они возникают в про­цессе учебной и научной работы, а также творческой деятель­ности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства — это переживания, в которых отра­жается отношение человека к требованиям общественной мо­рали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Лидерство и руководство в современном управлении организациями. Сущность лидерства.
Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей.[[4]] Лидерство – комплек ...

Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С ...

Когнитивные и аффективные критерии этнической идентичности
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматрив ...