Виды мотивов
Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные, или утилитарные. [10.,105] Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. [4.,65[ Таким образом, мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой потребности [8.,14]. Таблица 2
Классификация мотивов.
Классификация мотивов | ||||
Вне деятельности |
В самой деятельности. | |||
мотивация избегания неприятностей |
мотивация благополучия, мотивация престижа |
социальные мотивы |
интерес к процессу деяте6льности |
познавательный интерес (содержание деятельности) |
В системе мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.[15.,67] К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости деятельности в том числе профессиональной для дальнейшей жизни, процесс деятельности как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам [8.,90] На основании исследований различных авторов выделяются следующие типы мотивации: [14] 1. Деловая мотивация. 2. Познавательная мотивация. Наличие этого говорит о наличии познавательной направленности вдеятельности Познавательная активность пользователей может быть направлена на различные аспекты коммуникации. Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность, а также познавательную активность, связанную с межличностной коммуникацией неделового, свободного, личностного характера. 3. Мотивация сотрудничества. Анализ внутренних корреляций междуответами на вопрос о мотивах деятельности пользователя показал, чторечь идет о мотивации, сложной по своему психологическому строению.Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. Это подтверждается сочетанием данного мотива с мотивом аффилиации, выражающемся в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элите современного общества. У респондентов, отмечающих наличие мотива сотрудничества, присутствует и мотив самоутверждения.Можно предположить, что мотивация сотрудничества связана с особой формой мотива самоутверждения.По профессиональной принадлежности относительно много людей работающих в сфере компьютерных технологий в том числе сетевиков и программистов. 4. Мотивация самореализации Нередkо любая деятельность может рассматриваться рассматривают как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей. У людей с мотивацией самореализации отмечаются наличие мотива аффилиации, мотива самоутверждения и коммуникативного мотива. По-видимому, можно говорить о едином комплексе социально ориентированных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них - мотив сотрудничества, мотив аффилиации, мотив самореализации, мотив самутверждения и коммуникативный мотив. 5. Рекреационный мотив. Наряду с рекреацией отмечаетсяналичие мотивов самореализации, аффилиации, самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы. 6. Мотивация аффилиации Мотивация аффилиациипроявляется в стремлении пользователей найти в процессе деятельности референтную группу, принять ее ценности, найти свое место в этой группе. Этот вид мотивации имеет комплексный характер, что подтверждается связью такой мотивации с мотивом сотрудничества, мотивом самореализации, самоутверждения, познавательным мотивом, рекреационным мотивом и собственно коммуникативным мотивом. Данный вид мотивации включает в себя различные аспекты социального взаимодействия: профессиональные,глобально-личностные и ситуативно-эмоциональные. 7. Мотивация самоутверждения. Самоутверждение являетсянеобходимым аспектом активности Я, реализующим сущностные свойства человеческой личности. В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждение принимает различные формы. Оно может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности. Поскольку Интернет предоставляет новые коммуникативные и познавательные возможности, можно предположить, что исследуемый тип самоутверждения связан с различными феноменами общения (поиском референтной группы, идентификацией с ее ценностями и возможностью самовыражения в ней 8. Коммуникативная мотивация Мотив коммуникации сочетается со всем блоком мотивов социально-коммуникативного характера, а также с рекреационным мотивом. Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности личности
Другое по теме:
Выводы
Предполагаемая гипотеза подтвердилась. У руководителей нижнего звена, работающих в государственном учреждении социального профиля, доминирует демократический стиль управления.
Лидерство взаимосвязано со стилями управления и стратегия ...
Анализ, выводы
В ходе исследования получились следующие результаты:
В тесте Ряховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинак ...
P2
– потребность в эмоциональном общении
Горе, разделенное на двоих – половина горя. Радость, разделенная на двоих – двойная радость.
Посмотрите внимательно вокруг, и вы увидите, как много красивых, ухоженных, предприимчивых и состоятельных мужчин и женщин не могут найти себе п ...