ВведениеСтраница 1
Проблема депрессии в обществе актуальна. Часто у современного человека появляется чувство безнадежности и бессилия, которые связаны с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны, что является последствием стрессов.
Руководитель Цюрихской психиатрической клиники Daniel Hell (1999), оценивая проблему депрессии в целом, отмечал, что «каждая эпоха по своему разумению искала собственное объяснение этой человеческой загадки», однако «этот поиск еще не завершен». Угроза заболеть депрессией хотя бы раз в жизни существует для каждой четвертой женщины и для каждого седьмого мужчины. Именно большая распространённость расстройств настроения делает их проблему одной из самых сложных и актуальных в психиатрии. Футурологи даже рассматривают депрессию как болезнь цивилизации, а ХХI век называют «веком депрессии». По данным Всемирной организации здравоохранения депрессиями страдает около 5–8 % населения земного шара, в ближайшие 20 лет ожидается рост распространённости этого заболевания, а инвалидизация по причине депрессии к 2020 г. может выйти на второе место среди всех прочих недугов. Симптомы депрессии так часто обнаруживаются, что её иногда называют «простудой в психопатологии» (Mash EJ, Wolf D.A., 2003). А рост численности заболеваний депрессией среди подростков побудил G.L. Klerman (2003) назвать ХХ век «веком молодежной меланхолии».
Депрессия вносит немалый вклад в разлад струн человеческой души. Депрессия стала настолько распространенным явлением, что довольно часто ее описывают как "совершенно нормальную" реакцию, при условии, конечно, что она "не мешает нашим ежедневным делам".
Неспособность взаимодействовать с окружающей средой отличает состояние депрессии от всех других эмоциональных состояний. Загрустивший человек оживится, когда появится возможность получить удовольствие. Но ничто не сможет вызвать ответной реакции у человека в депрессии; зачастую перспектива перемен к лучшему или удовольствия только усугубит его депрессию [18].
Можно отметить, что многие феномены, ранее относившиеся в литературе в основном к возрасту пожилому, в настоящее время стремительно молодеют. В ситуации постоянной борьбы за блага молодежь теряет чувство принадлежности и родства, приобретая иллюзию себя и одиночество.
Вызывает интерес то, как индивидуально-типологические особенности субъектной регуляции деятельности влияют на переживание депрессии.
Цель состоит в том, чтобы выявить особенности переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретический анализ феномена депрессии в научной литературе.
2. Эмпирически выявить особенности переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции.
Гипотезы исследования можно сформулировать так:
- тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии;
Предметом исследования выступает взаимоотношение феномена депрессии с типом субъектной регуляции деятельности.
В качестве объекта исследования выступают студенты с разными типами регуляции деятельности.
Методологической основой исследования послужили работы Абульхановой К.А., Ахмерова Р.А., Изарда К., Кроника А.А., Моросановой В.И., Прыгина Г.С., Самоукиной Н. и др.
Другое по теме:
Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств ...
Патриотизм как общественный принцип
Патриотизм, как общественный принцип.
Общество – совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова., изд. «ИТИ Технология», М. ...
Семья ребенка с шизофренией
Исследования, посвященные роли семьи в патогенезе шизофрении, стремились выявить ее влияние на возникновение и развитие мыслительных процессов, в частности ее роль в возникновении нарушений мышления, характерных для шизофрении. Было устан ...