ЗаключениеСтраница 1
В ходе данного исследования были получены следующие выводы:
1. Проведен теоретический анализ феномена депрессии в научной литературе. Выявлено определение депрессии: Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Различают эндогенную (то есть обусловленную преимущественно генетическими причинами) и психогенную (обусловленную в первую очередь конкретным стрессовым событием) депрессию. С психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Нарушения регуляции самооценки и последующая депрессия могут быть вызваны утратой объекта (значимого человека) — его смертью, отвержением или разочарованием в нем.
Среди других причин отмечается крушение иллюзий и идеалов, невозможность жить сообразно Я-идеалам, чувство беспомощности и бессилия перед непреодолимыми трудностями.
В работе выделены основные идеи концепции типологических особенностей саморегуляции (Г.С. Прыгин):
1. В основе разнообразных индивидуальных различий осуществления деятельности лежат те или иные особенности функционирования контура осознанной саморегуляции.
2. Указанные устойчивые различия могут быть основой для типологизации людей по признаку "эффективной самостоятельности" в осуществлении им деятельности: лица, обладающие необходимыми умениями самоорганизации деятельности и которые при выполнении её опираются, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т. д. - могут быть выделены как типологическая группа "автономные". Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на "внешнюю стимуляцию", на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение.
2. Эмпирически выявлены особенности переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции. Полученные в результате эксперимента данные подтвердили выдвинутую гипотезу исследования: тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии; и с увеличением степени зависимости увеличивается уровень депрессии.
Приложение 1
Опросник «Автономность - зависимость»
(Автор –Прыгин Г.С.)
«Уважаемый респондент! Если Вы согласны с утверждением, то поставьте знак «+» в графе «Да» или «Пожалуй да», если же не согласны, поставьте знак «+» в графе «Нет» или «Пожалуй нет», в зависимости от того, какой ответ больше подходит к Вам. Заполняя опросник, имейте в виду, что утверждения слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе наиболее типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями.
Не тратьте времени на раздумывания, отвечайте быстро и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Не опускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Никаких дополнительных пометок и надписей делать не следует. Возможно, что некоторые высказывания будет трудно отнести к самому себе, в этом случае все равно постарайтесь дать ответ.
При ответах не стремитесь к тому, чтобы произвести заведомо благоприятное впечатление – для нас не существует ни «хороших», ни «плохих» ответов. Свободно выражайте свое мнение. Заранее благодарим Вас за помощь в проведении исследовательской работы».
№ п/п |
Содержание утверждения |
Ключ |
1 |
Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеке |
да |
2 |
Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует |
да |
3 |
Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями |
да |
4 |
При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы |
нет |
5 |
Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны |
да |
6 |
Я с одинаковым старанием выполняю как неинтересную, так и интересную для меня работу |
нет |
7 |
Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали |
нет |
8 |
Обычно мой рабочий день проходит бессистемно (не по заранее заготовленному плану) |
нет |
9 |
При возможности выбора, я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную |
нет |
10 |
После того, как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал |
нет |
11 |
Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела |
нет |
12 |
Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать |
нет |
13 |
Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели |
нет |
14 |
Я склонен отказываться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так |
нет |
15 |
Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь |
нет |
16 |
Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе |
нет |
17 |
Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы |
нет |
18 |
Я склонен отказываться от работы, которая «не клеится» (не идет) |
нет |
Другое по теме:
Анатомо-физиологические особенности младших школьников
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гиб ...
Защитные автоматизмы
Утверждая, что механизмы психологической защиты действуют автоматично, не согласуясь с сознанием, А. Фрейд относила их к особому классу неосознаваемых явлений, которые называют автоматизмами. Автоматизмы – это действия и акты, которые сов ...
Классификация лидерства
Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них.
По отношению руководителя к подчиненным выделяют авторитарное и демократическое лидерство:
· авторитарное – единоличное направляющее воздействие лидера на ни ...