Определение понятия «Психологическая готовность к
материнству» и характеристика её составляющих.Страница 4
Большое значение имеет и то, как женщина настроена на процесс родов. В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери.
Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребёнку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.
В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Исчезает прелесть девичьей фигуры, кажется утерянным очарованье молодости. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда проклюнется чувство радостного ожидания (Райнпрехт Х.). Райнпрехт с настойчивостью говорит будущим матерям: «Вы должны хотеть будущего ребёнка, вы должны приветствовать зарождающуюся жизнь, вы должны сознательно находиться в состоянии радостного ожидания».
Ценностно-смыловая готовность
к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.
Любая женщина, хочет она того или нет, неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь. Если девочка была для матери желанным ребёнком и не чувствовала себя в семье ненужной и одинокой, то, вырастая, она, как правило, не испытывает проблем, создавая свою семью. С самого детства между дочерью и матерью происходит неосознанная передача опыта, закладывается основа женского поведения, а также представления об основных жизненных ценностях (Орлевская М.).
Желательно, чтобы женщина-мать видела смысл своей жизни в первую очередь в материнстве (Хорват Ф.).
В ходе исследований, проводившихся в 1974 году, было выявлено, «в чём видят женщины свою главную задачу – в профессиональной деятельности или в воспитании детей и организации дома». В подавляющем большинстве ответов (86%) указывалось на то, что обе задачи главные (Янкова З.А.). И в настоящее время женщины стремятся к самореализации, достижению больших успехов в карьере. Не простые экономические условия заставляют думать о том, как заработать деньги (Буленкова Н.). Многие исследователи отмечают, что у современной женщины наблюдается противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей. Но всё же наметился сдвиг ценностей женщины в сторону ребёнка, семьи. Результаты показывают, что семья и дети имеют у женщин значение как базовые ценности.
Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности ребёнка. Филиппова Г.Г. выделяет четыре основных типа ценности ребёнка:
1) эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери);
2) повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);
3) замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок - как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ и т.п.)
Другое по теме:
Феномен суицидальной активности: теоретический подход. Определение суицида
Явление суицида известно с древнейших времен, однако самый подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова «suicidium» – «себя убивать». Другой из вариантов термина был получен св ...
Психологическое влияние
игры на развитие дошкольника. Роль игры в психическом развитии ребенка
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
В иг ...
Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе.
Готовность к школе. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его, учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее несет отв ...