Методы исследования.
Страница 2

- формальная структура (величина изображения ребёнка, пропорции частей тела, возраст ребёнка).

При оценке эмоционального отношения к ребёнку следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щёки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапочка, воротник, банты, карманы, пуговицы, элементы, причёски, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.

3) количество использованных цветов.

Как правило, хорошее эмоциональное отношение к человеку сопровождается позитивной концентрацией его на рисовании, что в результате отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведёт к большой схематичности, неоконченности его графической презентации, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

Ожидается, что испытуемые, переживающие эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, будут рисовать его как целостную фигуру с атрибутами младенца. Указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании большого количества деталей тела, декорирование одежды малыша, большая величина фигуры. Негативный эмоциональный фон создают схематичность изображения ребёнка, его маленькая величина, мрачная цветовая гамма. Значительно уменьшают фигуру ребёнка, когда чувствуют его незначительность, ненужность. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Большие, через весь лист, фигуры рисуют уверенные в себе испытуемые. Крупная фигура ребёнка указывает на значимость ребёнка для женщины. Изображение детей подросткового и более старшего возраста указывает на обесценивание маленьких детей, избегание необходимости заботиться о них.

Негативные переживания испытуемых, связанные с маленьким ребёнком, отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму отказа от изображения малыша либо форму трансформации задания (рисуются только голова ребёнка или конверт для младенца, в котором якобы ребёнок, не видимо, находится).

При анализе следует обратить внимание и на рисование отдельных частей тела. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Изображение ребёнка без рук – символическое средство ограничения его активности. Отсутствие головы, глаз, рта может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения с маленьким ребёнком, отгороженность от него. Если при рисовании пропускается голова, черты лица или лицо штрихуется, то это часто связано с конфликтным, враждебным отношением к человеку. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств испытуемых.

Приятное общее впечатление – положительный признак, позволяющий предположить, что эмоциональное состояние человека благоприятно.

В ходе исследования также применялась проективная методика

«Родительское сочинение».

Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).

Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Формирование морального самосознания в трудах отечественных и зарубежных авторов
С точки зрения В.С.Мухиной, Г.С.Абрамовой в зарождении и становлении морального самосознания детей 5 – 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Успех ребенка в разных видах деятельност ...

Характеристика креативности, как личностной способности к творчеству. Понятие креативности
«Креативность» (от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить чт ...

Перспективы женского лидерства
Сторонники этого направления изучают препятствия, которые общество выставляет перед женщинами на пути к лидерству. Очень популярна метафора о "стеклянном потолке" ("glass ceiling"): невидимой, но реальной преграде, на ...