Заключение

Как мы указывали во введении, цель нашего исследования состояла в изучении степени психологической готовности к материнству российских женщин.

Мы предполагали:

1) психологически более готовы к материнству женщины в возрасте 24-26 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане. Происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Кроме того, учёные-медики считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка;

2) наименее готовы к выполнению материнских функций женщины 16 – 18 лет, так как современной наукой установлено, что физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет не наступает.

Произведя необходимую диагностическую работу, мы выполнили поставленную перед нами цель и подтвердили гипотезу.

Измерив уровень психологической готовности у респондентов различных возрастов (от 16 до 26 лет) с помощью разработанного методического инструментария, исследовав реальное отношение матери к ребёнку и проведя сравнительный анализ степени психологической готовности к материнству женщин различных возрастных групп, мы можем говорить о том, что психологически более готовы к материнству женщины в возрасте от 24 до 26 лет, наименее – женщины в возрасте от 16 до 18 лет.

Респонденты 24-26 лет имеют самые высокие показатели по всем базовым компонентам, составляющим психологическую готовность к материнству: социально-личностная, когнитивно-операционная, мотивационно-потребнностная готовности. Для этих женщин, в отличие от респондентов 16-23 лет, ребёнок и материнство в целом имеют наибольшее значение среди жизненных ценностей. Они в полной мере осознают ответственность, которую берёт на себя женщина, решившаяся на рождение малыша. Кроме того, женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.

Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:

· на разработку психологической программы по подготовке женщин к материнству;

· на дополнительное изучение личностных особенностей женщин, ожидающих ребёнка;

· на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;

· на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства.

Другое по теме:

Лидерство и руководство в образовании
В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие "актив". Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объе ...

Характеристика дошкольного возраста в разных психологических школах
Некоторые зарубежные психологи, в первую очередь немецкие, пытались выявить закономерности психического развития ребенка и помочь учителю в его практической деятельности. Это нашло отражение в трудах немецкого психолога Э. Мсн-мана (1862- ...

Личностная готовность
Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручения ...