ВыводыСтраница 1
Полученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы.
1. В представлениях себя другим человек часто «примеривал» образы, жизни героев. Респонденты видят в героях культурных текстов качества, присутствующие у себя, хотят позаимствовать некоторые качества у героев, во время представления себя другими испытуемые качествами ярких персонажей. Это следует анализа особенностей другого, из разнообразия образов другого. Другие, в роли которых представляли себя испытуемые, часто заимствовались из различных культурных текстов. В событиях произведений некоторые респонденты смогли увидеть собственную судьбу. Это проявляется в том, что часть испытуемых полагает, что какие-то герои похожи на них судьбой. Это подтверждает наше предположение о том, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других. Часть качеств персонажей, в роли которых представляли себя испытуемые, в последствии были увидены в себе, нашли отражение в самоописании. Это подтверждает предположение, что, представляя себя другим, субъект познает себя.
2. В реальной жизни человек реализует далеко не все свои потребности и желания. Часть из них человек способен осуществить в будущем, часть из них уже нет возможности осуществить, часть из них неосуществима в принципе. Это мы выявили из опросника, направленного на выявление удовлетворенности жизнью. В процессе представления себя другим испытуемые реализовывали часть из тех потребностей и желаний, которые они считали неосуществимыми в реальной жизни. В своих представлениях испытуемые смогли увидеть, какие качества необходимы для осуществления своих желаний, каким способом можно удовлетворить те или иные потребности. Это видно из характеристик других, в роли которых представляли себя испытуемые. Значит, в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни. В тоже время, он обнаруживает у себя те качества, которые могут помочь осуществить свои желания. Часть качеств, способствующих реализации желаний нашло отражение в самоописании. Это подтверждает наше предположение о том, что, представляя себя другим, реализующим неосуществимые желания, человек познает себя.
3. Человек ставит себе задачи развития – то, каким ему хочется быть. Необходимо учитывать и полученный опыт, качества, присутствующие в действительности. В процессе представления себя другим человек видит себя в перспективе. Это прослеживается в сюжетах представления себя другим. Другие персонажи не были статичными, находились в развитии, что позволяло прогнозировать возможные ситуации, в которых эти качества могут потребоваться. В представлениях себя другими прослеживалось сочетание реальных и желаемых качеств, часто показывались способы достижения подобного сочетания. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Подтверждением этого является то, что другие обладали качествами из желаемых и из реальных самоописаний. Мы можем сделать вывод, что с помощью представлений себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие, а также видит себя, познает себя в развитии.
4. Мы обнаружили, что в представления себя другими испытуемые по-другому проявляли себя, в других модусах интерпретировали собственное существование. Это дало возможность респондентам увидеть себя в другом свете, в другом образе, обнаружить в себе другие качества. В результате это привело к расширению набора характеристик самоописания. Следовательно, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В самоописание вошли характеристики тех других, в роли которых себя представляли испытуемые. Это значит, что, представляя себя другим субъект смог познать себя.
Другое по теме:
Социальное положение пожилых людей
Неприязненное отношение к пожилым закрепляется на последующих этапах развития общества вследствие противоречивости общественного бытия. Усиление классовых антагонизмов привели к тому, что наряду с формированием общечеловеческой гуманистич ...
Анализ взглядов Иоанна Дамаскина в отечественной истории психологии
К сожалению, из всех многочисленных и разнообразных философских концепций Средневековья, в которых разрабатывались и проблемы души человека, только взгляды Августина попадали в поле зрения психологов несколько более подробно, в то время к ...
Особенности деятельности детей с ЗПР
Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «обр ...