Общие сведения о психологической устойчивости личности
Страница 2

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирова­ния, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем ка­саться вопросов надежности деятельности.[5,6,7,8]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, про­является и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, про­фессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятель­ность для многих является базисом полноценного переживания само­реализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на на­строение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуа­ции риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социаль­ной депривации) человек преодолевает ее с негативными последст­виями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рас­сматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчиво­сти личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов дея­тельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При та­ком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте посто­янства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Дина­мичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Уравновешенность – способность соразмерять уровень напряже­ния с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения все­гда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в спо­собности минимизировать негативное влияние субъективной состав­ляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать на­пряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность – это также спо­собность избегать крайностей в силе отклика на происходящие собы­тия. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.

В психологической устойчивости важен еще один аспект – сораз­мерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благопо­лучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощуще­ниями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями – с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникно­вению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневра­стенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Проблема диагностики развития деятельности
Как уже говорилось, деятельность по определенным ее показателям мы рассматриваем как одно из базовых оснований личности, которое взаимосвязано с другими базовыми основаниями и детерминирует конкретные процессы осуществления разных типов д ...

Анализ и интерпретация полученных данных
В процессе построения сводной таблицы результатов анкетирования юношей (см. Приложение 1) и выявления наиболее часто повторяющихся качеств была построена таблица, в которой представлен образы среднестатистических мужчины-лидера и лидера-ж ...

Разработка и организация программы игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста
Название программы: программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств (см. прил. 1). Цель программы: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста, чер ...