Социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе. Описание эксперимента
Страница 1

Материалы » Студенческая группа в зеркале социометрии » Социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе. Описание эксперимента

Цель эксперимента: Провести социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе.

Задачи исследования:

1. Определить социометрический статус каждого члена группы.

2. Определить уровень сплоченности членов группы.

Для социометрического исследования структуры отношений в студенческой группе нами была использована специализированная программа «SociometryPro», основанная на социометрической методике.

В исследовании приняли участие 20 студентов второго курса очного отделения. Исследование проводилось при участии штатного психолога университета.

Инструкция студента: «За время общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение друг к другу и т.п. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав группы. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

Студентам предлагались следующие вопросы:

1. Если бы была необходима работа в паре, с кем Вы предпочли бы работать?

2. Чьё мнение из участников группы для Вас наиболее важно?

3. Кого из Вашей группы Вы пригласите на свой день рождения?

Каждый участник эксперимента фиксировал свои выборы (2 – положительных и 2 – отрицательных) на отдельном листе бумаги. Затем все листы были собраны и выборы студентов занесены в общую таблицу выборов (см. приложение 4).

В нашем исследовании мы вычислили следующие индивидуальные индексы:

а) Вес.

б) Эмоциональная экспансивность.

в) Удовлетворенность.

г) Статус.

Вес определяет, какая часть группы считает i-того клиента значимым при данном критерии.

,

где - число выборов, полученных i-м клиентом, N – число клиентов в группе.

Эмоциональная экспансивность определяет, какая часть группы является значимой для i-того клиента.

,

где - число выборов, сделанных i-м клиентом группы, N – число клиентов в группе.

Удовлетворенность характеризует, какая часть выборов, сделанных i-м клиентом группы является взаимной.

,

где - число взаимных выборов, имеющихся у i-того клиента, Ki – число выборов, сделанных i-м клиентом группы.

Статус характеризует, насколько притягательным является i-ый клиент группы для выбора.

,

где - число положительных выборов у i-того участника, - число отрицательных выборов у i-того участника, N – число клиентов в группе.

Групповые индексы позволяют определить социометрическое состояние группы клиентов, участвующей в исследовании. Мы вычислили следующие групповые индексы:

а) Плотность.

б) Сплоченность.

в) Устойчивость.

г) Напряженность.

Плотность характеризует плотность структуры взаимосвязей группы.

,

где М – число всех сделанных выборов, N – число клиентов в группе.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Классификация типов семейных отношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение мет ...

V7 – привлекательный темперамент
Желая найти общий язык с женщиной – помолчи. Темперамент, характер, личность – эти понятия мы используем для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Те ...

Значение супружеской любви
Наряду с мнением Кинтаса о значимости любви интересно рассмотреть точку зрения Соловьёва. Он опровергает расхожее мнение, что главная задача любви – создание новых жизней. Подтверждение этому он демонстрирует нам, делясь наблюдениями за ж ...