Психологическая совместимость супругов и ее влияние на удовлетворенность браком
Страница 3

Материалы » Психологическая совместимость супругов и её влияние на удовлетворенность браком » Психологическая совместимость супругов и ее влияние на удовлетворенность браком

Существуют три основных подхода к исследованию совместимости: структурный, функциональный и адаптивный.

Структурный подход ориентирован на поиск оптимальных сочетаний характеристик членов группы. Это оптимальное сочетание обозначается как гармония, соответствие характеристик партнеров. Структурный подход базируется на мысли, что совместимые партнеры образуют некую устойчивую, адаптивную и в определенном смысле эффективную структуру. Совместимость выступает как подобие (сходство) или различие (контраст) характеристик партнеров. [19]

При функциональном подходе группа рассматривается как целенаправленное образование, смысл существования которой — реализация определенных функций, в социальной психологии они обозначаются как роли. Мера согласования ролей служит показателем совместимости. При этом исследователи намеренно отвлекаются от изучения свойств, которые обеспечивают участнику исполнение своей групповой роли. Использование функционального подхода предполагает изучение функций системы, установления необходимой для нее структуры распределения ролей между индивидами и анализа ролевого сотрудничества партнеров при достижении целей системы. [19]

Третий подход к проблеме совместимости — адаптивный — получил наибольшее распространение в клинике и психологической практике. Собственно говоря, этот подход ориентирован на изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностных отношений, эффективного общения. Адаптивный подход и ориентирован на улучшение процессов общения в группах и совершенствование межличностных отношений. [19]

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют несколько подходов к пониманию собственно супружеской совместимости представленных в зарубежной социальной психологии: мотивационный, психодинамический, социокультурный и бихевиористический.

В рамках мотивационного подхода лежит представление о том, что индивиды имеют разные потребности, удовлетворение которых изменяется при групповом взаимодействии. У совместимых в потребностном плане личностей в ходе межличностного взаимодействия потребности удовлетворяются, и этим обеспечивается гармония в их отношениях. Так Э. Локки, изучая связь удовлетворенности браком и личностных качеств супругов, установил, что в основе субъективной удовлетворенности и стабильности брака лежит не принцип дополнительности (комплиментарности) личностных свойств, а принцип их сходства. Имеются также сведения о том, что ряд личностных качеств совместимых супругов подчиняются принципу противоположности. [15, 40]

Психодинамический подход предлагает подход к исследованию дисгармонии брака с точки зрения классического психоанализа. В рамках данного подхода разработана теория Г. Дикса, который видел принцип неблагополучия семьи в защитных механизмах, выработанных в детстве. У взрослых эти механизмы проявляются в боязни потерять своё «Я», которая обусловливает необходимость его защиты от брачного партнёра. [1, 167]

Социокультурный подход при анализе супружеской совместимости учитывает ролевые ожидания, притязания и ролевое поведение супругов в браке. Под ролевыми ожиданиями в данном случае понимается степень готовности отдать выполнение той иди иной семейной функции брачному партнеру. Сочетание ролевых ожиданий и притязаний супругов и их реализация в семейной жизни определяет ролевое поведение человека в браке. [17, 58]

Неправильное распределение власти в семье ведет к снижению субъективной удовлетворенности браком. Так, по данным В. Пэкорда, человек, демонстрирующий низкую степень удовлетворенности браком, склонен воспринимать своего партнера как явно доминирующего. В семьях, определяемых им как неблагополучные, мужья чаще воспринимают себя как равного, а жены более склонны определять своего супруга как доминирующего. Таким образом, по мнению сторонников социокультурного подхода, совместимость супругов определяется, прежде всего, соотношением их ролевых ожиданий и притязаний, а также характером распределения власти в семье. [15, 41]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Результаты контрольного этапа эксперимента
Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народной культурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется ...

Описание и обсуждение результатов исследования. Выводы
Этот этап проходил через полгода работы. Задачи 3 этапа: - вновь провести уже использованные диагностические методики, направленные на выявления уровней знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а ...

Методы исследования.
В качестве основного исследовательского метода была применена специально разработанная анкета (см. приложение 1), которая позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин ...