ВведениеСтраница 2
Проблемой развития памяти как показателя психологической готовности ребенка к периоду школьного обучения является то, что без использования специальных развивающих занятий, в дошкольном учреждении, по формированию основных видов памяти, ребенок будет слабо подготовлен к усвоению школьного учебного материала, в виду более низкого уровня психологической готовности к требованиям, которые предъявляются детям, идущим в первый класс.
Данная работа носит практический характер, так как исследование осуществляется с реальными детьми, которым оказывается психологическая помощь в развитии памяти, что в свою очередь будет способствовать формированию психологической готовности ребенка к школе.
В связи с актуальностью данной проблемы объектом исследования
выступает память как психический процесс.
Предметом исследования
является: психолого-педагогические условия развития памяти детей дошкольного возраста.
Цель исследования
: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи
:
1. Рассмотреть компоненты «психологической готовности к школьному обучению» ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
3. Проведение пилотажного исследования по рассматриваемой проблеме и соотнесение результата с проверяемой гипотезой.
4. Разработка рекомендаций для педагогов-воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.
5. Выполнение корреляционного исследования по изучению уровня развития психического процесса памяти у детей дошкольного возраста.
В качестве научной гипотезыбыло выдвинуто предположение о том, что использование программы игровых занятий по развитию памяти, с детьми старшего дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня развития памяти и общей психологической готовности к школьному обучению.
Методы и методики исследования:
в работе были использованы коррекционно-развивающие занятия, в виде игровых упражнений по формированию психического процесса память у детей старшего дошкольного возраста (см. прил. 1), консультативно-просветительская работа с педагогами-воспитателями дошкольного учреждения, в виде разработанных рекомендаций по развитию данного психического процесса у детей; использованы методики по изучению уровня развития памяти, такие как: тест кратковременной смысловой памяти, тест слуховой вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой), тест зрительной памяти (вариант теста Бернштейна). Для изучения психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста использовались методики: тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгер, тест «Самое непохожее» Л.А. Венгер, Тест «Корректурная проба», «Тест Бендер». Для выявления взаимосвязи уровня развития памяти, а именно скорости запоминания материала и психологической готовности использовали методику «Запоминание 10 слов» разработанный А.Р. Лурия (см. прил. 2).
Теоретико-методологическая база исследования:
данная работа создавалась на основе психологической теории деятельности, в рамках которой проводили свои исследования по изучению психологического процесса памяти выдающиеся психологи А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, З.М. Истомина.
Практическая значимость:
результаты выполненного исследования и разработанные рекомендации, обозначенные в работе, могут быть использованы педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений, педагогами-воспитателями при работе с детьми подготовительной к школе группы, для повышения уровня развития памяти детей и общей психологической готовности к школьному обучению.
Другое по теме:
Чем причины конфликта отличаются от мотивации поведения его участников?
За последние годы о мотивации написано так много, что нет нужды еще раз говорить о том, что собой представляет пирамида потребностей по Маслоу, шкала мотивационных и гигиенических факторов по Херцбергу, не говоря уже о более сложных моде ...
Основные концепции исследования креативности. Общая характеристика исследований
В этой главе я хочу рассказать, возможно, самую скучную «ботанированную» на ваш взгляд, часть моей курсовой работы. Зачем? А известны ли вам имена тех творческих и научно подкованных личностей, которые и изучили, и как говорится, привели ...
Стратегии при определении этнической идентичности.
Процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятие группой индивида, когда общество «решает», членом какой группы является его подрастающий член. И все-таки в случае неблаго ...