Психологическая готовность к обучению в школе. Подходы к пониманию и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего дошкольника, к обучению в школе
Страница 1

Материалы » Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста » Психологическая готовность к обучению в школе. Подходы к пониманию и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего дошкольника, к обучению в школе

В настоящее время существует большое количество мнений ученых на проблему развития и готовности памяти дошкольников к моменту школьного обучения.

Память как один из ведущих психических процессов, имеет особенно важное значение, для старших дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Дети до момента поступления в школу сначала запоминают, а затем анализируют материал. Следовательно, без хорошо развитого данного психического процесса ребенок младшего школьного возраста будет испытывать трудности в обучении.

В одном из первых отечественных экспериментальных исследований памяти детей, проведенных А.Н. Леонтьевым, произвольное запоминание было раскрыто как целенаправленный опосредованный процесс, включающий в себя употребление нескольких приемов, средств запоминания. В связи с этим процессы памяти, при переходе из дошкольного в младший школьный возраст меняют свое место в психической жизни ребенка. Прежде память выступала только как функция, обслуживающая тот или другой процесс; теперь запоминание становится особым целенаправленным процессом – внутренним действием, занимая новое место в структуре деятельности ребенка [2]. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание необходимыми вопросами. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства. Но, не смотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная.

Для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. Например, в первые, же дни школьной жизни он должен запомнить правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам, при этом необходимо запомнить то, что нужно сделать дома и т.д. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольному виду памяти. Но, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными и в полной мере соответствовать высоким требованиям новой для них учебной деятельности.

В трудах же таких авторов как Л.С. Выготский (1960), А.А. Смирнов (1948, 1966) указывается на то, что память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Хотя запоминание у маленьких детей идет случайно и беспорядочно, однако интересные, эмоционально насыщенные события дети запоминают легко и надолго. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, что вызывает звуковой интерес материала, или особое эмоциональное отношение к такому материалу (чувство смешного, комичного), и что этот материал вплетается в игровую деятельность ребенка [3]. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок, ребенок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, по группам.

З.М. Истоминой (1978), в исследовании развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста было показано, что в дошкольном детстве память ребенка становится произвольной и, соответственно, сами способы запоминания – осознанными. И хотя переход от непроизвольной памяти к произвольной совершается постепенно, в несколько этапов, именно дошкольник впервые обращается к способам запоминания. Перед ребенком возникает осмысленная задача – запомнить, он направляет себя на совершение определенных действий по решению этой задачи, и сам начинает строить новые способы достижения цели. Изучая память у детей-дошкольников разного возраста, автор меняла у них мотивы запоминания и показала, что перестройка детской памяти происходит в связи с развитием общего внутреннего строения деятельности ребенка. Активное выделение и осознание ребенком цели запомнить, припомнить выявляется раньше в таких условиях, когда смысл этой цели для ребенка прямо вытекает из мотива, побуждающего его деятельность [4].

В отделе детской психологии Института психологии Академии педагогических наук, под руководством проф. А.Н. Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, посвященных изучению значения игры для развития психических процессов, в том числе памяти.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Природное и общественное в человеке
Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Существует целый ряд различных проблем, подводимых под эту рубр ...

Социально-психологическая природа агрессии. Понятие агрессии
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...

Каковы основные типы совместных решений участников переговоров?
Типы совместных решений участников переговоров: 1. Компромисс. 2. Асимметричное решение. 3. Нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества. ...