Эмпирическое исследование памяти и общей психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Организация эмпирического исследования
Страница 1

Материалы » Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста » Эмпирическое исследование памяти и общей психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Организация эмпирического исследования

Для осуществления эмпирического исследования уровня развития памяти и психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста определили эмпирическую гипотезу, подтверждение или опровержение которой и будет являться результатом данного эмпирического исследования.

В результате использования игровых занятий по развитию основных видов памяти детей старшего дошкольного возраста, уровень развития памяти испытуемых в экспериментальной группе будет выше, чем в контрольной и психологическая готовность к школьному обучению испытуемых экспериментальной группы будет выше, чем у испытуемых контрольной группы.

Методы и методики эмпирического исследования:

Диагностика осуществлялась два этапа: первичная была проведена перед проведением игровых занятий по развитию основных видов памяти с испытуемыми экспериментальной группы, повторная после данных занятий.

Для изучения памяти детей старшего дошкольного возраста, в экспериментальной и контрольной группах, и сбора эмпирических данных были использованы следующие методики (см. прил. 2):

1.1 Тест кратковременной смысловой памяти [18].

ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста.

1.2 Тест слуховой памяти [18].

ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики слуховой вербальной памяти детей старшего дошкольного возраста (вариант теста З.М. Истоминой).

1.3 Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» [19].

ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста (вариант теста Бернштейна).

Для выявления связи, между уровнем развития памяти испытуемых экспериментальной, контрольной групп и уровнем их психологической готовности к обучению в школе, для сбора эмпирических данных использовались следующие методики (см. прил. 2):

2.1 Тест «Мотивационная готовность», разработанный А.Л. Венгером [20].

ЦЕЛЬ: изучение внутренней позиции школьника ребенка старшего дошкольного возраста.

2.2 Тест «Самое непохожее» разработанный Л.А. Венгером [20].

ЦЕЛЬ: тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей старшего дошкольного возраста.

2.3 Тест «Корректурная проба» [20].

ЦЕЛЬ: изучение волевой готовности ребенка старшего дошкольного возраста.

2.4 «Тест Бендер» [20].

ЦЕЛЬ: изучение зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста.

Для подтверждения гипотезы о том, что повышая уровень развития памяти испытуемых, повышается уровень их психологической готовности к обучению в школе использовали следующую методику (см. прил. 2):

3.1 Методика «Запоминание 10 слов» разработанный А.Р. Лурия [19].

ЦЕЛЬ: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.

Обработка эмпирических данных осуществлялось с помощью методов математической статистики, с использованием критерия различия Стьюдента, и критерия связи Пирсона.

План эмпирического исследования:

1. Проведение исследования уровня развития памяти и общей психологической готовности детей к поступлению в школу осуществлялось в спокойной обстановке, в свободное от занятий время. Помещение, в котором осуществлялось исследование: кабинет психолога, с необходимым комплектующим оборудованием.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Обработка и интерпретация данных
После прохождения группой испытуемых всех пяти диагностических методик, их анкеты, опросники и прочие материалы обрабатываются согласно указанным выше правилам. Для удобства и анонимности имена испытуемых заменяются буквами русского и лат ...

Истоки исследования социальной идентичности
Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы 3. Фрейд, который использовал термин идентификация. Понятие - идентификация (отождествле ...

Самоотношение личности: теоретические аспекты изучения проблемы
Личность — системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием — ...