Эмпирическое исследование памяти и общей психологической
готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Организация
эмпирического исследованияСтраница 1
Для осуществления эмпирического исследования уровня развития памяти и психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста определили эмпирическую гипотезу, подтверждение или опровержение которой и будет являться результатом данного эмпирического исследования.
В результате использования игровых занятий по развитию основных видов памяти детей старшего дошкольного возраста, уровень развития памяти испытуемых в экспериментальной группе будет выше, чем в контрольной и психологическая готовность к школьному обучению испытуемых экспериментальной группы будет выше, чем у испытуемых контрольной группы.
Методы и методики эмпирического исследования:
Диагностика осуществлялась два этапа: первичная была проведена перед проведением игровых занятий по развитию основных видов памяти с испытуемыми экспериментальной группы, повторная после данных занятий.
Для изучения памяти детей старшего дошкольного возраста, в экспериментальной и контрольной группах, и сбора эмпирических данных были использованы следующие методики (см. прил. 2):
1.1 Тест кратковременной смысловой памяти [18].
ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики кратковременной памяти детей старшего дошкольного возраста.
1.2 Тест слуховой памяти [18].
ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики слуховой вербальной памяти детей старшего дошкольного возраста (вариант теста З.М. Истоминой).
1.3 Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» [19].
ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста (вариант теста Бернштейна).
Для выявления связи, между уровнем развития памяти испытуемых экспериментальной, контрольной групп и уровнем их психологической готовности к обучению в школе, для сбора эмпирических данных использовались следующие методики (см. прил. 2):
2.1 Тест «Мотивационная готовность», разработанный А.Л. Венгером [20].
ЦЕЛЬ: изучение внутренней позиции школьника ребенка старшего дошкольного возраста.
2.2 Тест «Самое непохожее» разработанный Л.А. Венгером [20].
ЦЕЛЬ: тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Тест «Корректурная проба» [20].
ЦЕЛЬ: изучение волевой готовности ребенка старшего дошкольного возраста.
2.4 «Тест Бендер» [20].
ЦЕЛЬ: изучение зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения гипотезы о том, что повышая уровень развития памяти испытуемых, повышается уровень их психологической готовности к обучению в школе использовали следующую методику (см. прил. 2):
3.1 Методика «Запоминание 10 слов» разработанный А.Р. Лурия [19].
ЦЕЛЬ: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.
Обработка эмпирических данных осуществлялось с помощью методов математической статистики, с использованием критерия различия Стьюдента, и критерия связи Пирсона.
План эмпирического исследования:
1. Проведение исследования уровня развития памяти и общей психологической готовности детей к поступлению в школу осуществлялось в спокойной обстановке, в свободное от занятий время. Помещение, в котором осуществлялось исследование: кабинет психолога, с необходимым комплектующим оборудованием.
Другое по теме:
Условия развития внимания у младших школьников. Процесс
развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...
Физиологические основы внимания
Что лежит в основе процессов направленности и сосредоточения психической деятельности с точки зрения физиологической? Какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий от других?
В коре больших полушарий мозга протекают два проц ...
K3
– физическое состояние организма
Не так уж плохо, когда мужу от жены надо только одно, плохо, когда ему уже ничего не надо.
Каждый, наверное, не раз замечал, что его чувства весьма переменчивы. Они зависят даже от таких причин как состояние погоды и вкус съеденной пищи. ...