Теоретические аспекты изучения отклоняющегося
поведения подростков. Социально-психологические
причины и факторы дезадаптации у подростковСтраница 3
Неблагополучие в отношениях со сверстниками, выражающееся в низком социально-психологическом статусе в коллективе, членом которого является подросток, (особенно хроническое, длящееся годами) сказывается тяжелейшим образом на склонности к противоправному поведению. Низкий социально-психологический статус, подкрепленный неприкрытой жестокостью более благополучных в социально-психологическом плане сверстников, может стать причиной прогулов, побегов, суицида, а также противоправных деяний и преступлений.
Взаимоотношения с учителями также могут спровоцировать аддиктивное поведение. Часто наличие-отсутствие отклонений в поведении ученика зависит от взгляда учителя, который, в свою очередь, определяется уровнем его личностного и профессионального развития. При взаимодействии с педагогами можно ориентироваться на модели личности учителя, например на описанную М.Н. Мироновой:[13] «В русле гуманитарной психологии Б.С. Братусем разработана шкала личностных смыслов, имеющая поуровневое строение, и содержащая пять уровней (приведены по восходящей): почти неличностный - здесь нет личного отношения к выполняемым действиям; эгоцентрический - смысловыми устремлениями являются личная выгода, успех, престижность, удобство, все остальные люди в зависимости от этого «хорошие», или «удобные»; группоцентрический - человек идентифицирует себя с группой, главным становится успех группы, человек ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе; гуманистический - смысловые устремления общечеловеческой направленности; за каждым человеком подразумевается равенство прав, свобод и обязанностей, устремленность на создание результатов, которые принесут равное благо другим, возможно, лично ему незнакомым; Эсхатологический, или духовный, - человек решает свои субъективные отношения с Богом, другой человек в его глазах приобретает сакральную ценность как образ и подобие Божье. Помимо иерархии личностных смыслов имеется в виду интенсивность присвоения каждого из уровней. То или иное число уровней присутствует в каждом человеке, и ситуационно в тот или иной момент побеждает один из них. Но можно говорить о типичном для данного человека уровне».
У подростков, склонных к нарушению закона, как правило, непростые отношения в семье, с родителями. М. Раттер отмечает, что группу правонарушителей составляют, по большому счету, две категории детей:
1) Дети, которым не удалось усвоить какой-либо последовательной системы норм поведения;
2) Дети, у которых есть такая система, но их интересы находятся в противоречии с интересами большинства других людей.
Такой результат воспитания получается в семьях, где родители сами не в состоянии демонстрировать твердые принципы поведения и самоконтроль, либо родители демонстрируют социально-неодобряемые стандарты.
О роли семьи в формировании отклоняющегося поведения подростков написано очень много. Общепризнано, что семья – это один из ключевых факторов воспитания как героя, так и преступника. По данным Г.М. Миньковского существует только три типа семей, в который риск развития противоправного поведения относительно низкий. И целых семь типов семей, в которых риск развития девиантного, делинквентного и аддиктивного поведения остается высоким:
1) Воспитательно-слабые семьи с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
2) Воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;
3) Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
4) Маргинальные: с алкоголизацией, сексуальной деморализацией и т.д.;
5) Правонарушительские;
6) Преступные;
7) Семьи с психическими отклонениями.
В любой из этих семей может быть воспитан с большой долей вероятности, правонарушитель.
Другое по теме:
Процессы памяти
При выделении различных видов памяти имеются в виду некоторые устойчивые свойства и стороны, характеризующие память независимо от того, какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации матери ...
Теории черт личности лидера
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверж ...
Сознание
Сознание является специфическим органом, присущим человеку. Именно сознание, наличие у человека идеального плана делает возможным реализацию таких его сущностных свойств, как универсальность, неконечность, отождествление себя с другими лю ...