Принципы превентивной диагностики и
профилактической работы с несовершеннолетнимиСтраница 2
Поощрение положительных изменений. Поощрение даже самых малых изменений, умение выделять и ценить самые малые достижения. Вознаграждать, отмечать успехи необходимо с точки зрения не общественного, а индивидуального эталона.
Привлекательная альтернативность. Работа по изменению поведения должна сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал негативность некоторых девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения.
Разумный компромисс. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
Гибкость. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Тревожным детям с чувством вины больше подойдет интерес к их чувствам. При работе с несовершеннолетними правонарушителями эффективными являются прямолинейные, директивные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает, что в каждом конкретном случае выявляется психологический механизм, лежащий в основе детских проблем.
Системность. При оказании психологической поддержки ребенку нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц. Выявите и постарайтесь изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.
Превентивность. Всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, в понимании, во внимании, в самоутверждении. Необходимо содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных качеств, способствующих устойчивости поведения.
Для эффективной работы с детьми с отклоняющимся поведением необходимо учитывать общие принципы отбора диагностических методик для профилактической работы.
Прежде чем определить, какой методикой психолог будет пользоваться в профилактических целях, ему стоит ответить самому себе на главные вопросы:
- что является объектом, какие его параметры, с какими целями психолог проводит обследование; для кого предназначены результаты психологического обследования;
- в какой форме следует передавать результаты обследования. Текст заключения, его стиль, использование специальной лексики всегда влияет на того, кому он предназначен. С момента оформления заключения начинается коррекционная или терапевтическая работа. Психолог всегда предполагает, что у читающего заключение есть глаза, уши, собственная личность и определенное отношение к затрагиваемым проблемам.
С.А. Беличева отмечает, что «превентивный подход предусматривает переход от карательных мер к превентивным в отношении детей., еще не ставших преступниками, но имеющих отклонения в социальном развитии. Диагностика должна быть направлена на выявление характера трудностей ребенка и его ближайшего окружения. Далее проводится коррекция, оздоравливающая социальную ситуацию развития и индивидуально-личностная коррекция»[15]. Общие принципы отбора превентивных диагностических методик:
1. Превентивная диагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков (наличие или отсутствие ЗПР, нервно-психические заболевания, неврозы, психопатии, психиатрические расстройства, эпилепсия и пограничные состояния). В данном случае необходим навык работы с документами, в том числе и с медицинскими; способность по крупицам собирать отражения личной истории ребенка или подростка; уметь продуктивно контактировать с родителями, медицинскими работниками, милицией.
2. Можно рассматривать дефекты индивидуально-психологического характера (нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер, повышенная тревожность, агрессивность, снижение эмпатии, акцентуации характера, неадекватная самооценка). В данном случае неоценимой будет помощь учителей-предметников, классных руководителей. Нужно научиться извлекать психологическую информацию о детях из бесед с педагогами, видеть за конкретными проявлениями детского поведения признаки дезадаптации - адаптации. Следует быть изобретательным в порождении гипотез относительно причин детского неблагополучия. Это важно при составлении диагностических программ. Часто начинающие психологи диагностируют все, что им показалось важным, набирают огромное количество материала, с которым потом не знают, что делать. Чтобы не попадать в подобную ситуацию стоит все же сначала сделать предположения о причинах и механизмах отклоняющегося поведения конкретного ребенка.
Другое по теме:
Сбор и анализ информации
Тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Каждый человек уникален и неповторим, поэтому переменные и коэффициенты, составляющие формулу и указывающие на определенные влечения и потребности, имеют у всех людей различные приоритеты. Не ...
Переменные и способы их
контроля
Независимые переменные
: самооценка и уровень учебной мотивации.
Контроль данных переменных пассивный и осуществляется через подбор экспериментатором групп испытуемых. Исследователем рассматривается два уровня самооценки: высокая и низка ...
Физиологические основы психики человека
1. Строение нервной системы человека.
Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического.
Ц.Н.С. состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга. В этих ...