Заключение
Страница 1

Таким образом, в ходе экспериментального исследования были решены поставленные задачи.

Теоретический анализ показал, что существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием, многоаспектностью, понятийной пестротой, отчего в психологии не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивации и мотивационной сферы.

В теориях мотивации центральным является понятие «мотив». В психологии мотив связывают с функцией побуждения, с направленностью деятельности, регуляционным и смыслообразующим ее элементами. Он служит основанием для выбора целей, средств и способов действий, «энергизирует» поведение, выступает как конечная цель повеления или его повод. Объединяя все выше названные подходы к определению мотивации, в рамках нашей статьи мы будем рассматривать этот феномен как динамически разворачивающийся процесс формирования мотива.

Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивации деятельности и мотивационной сферы личности отечественными психологами, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации в процессе деятельности. Содержательная сторона – это система побуждений, сложная их иерархия, проявляющаяся разнообразием потребностей индивида. Развитие содержательной стороны детерминируется социальными и психическими контактами индивида с окружающей действительностью. Динамическая сторона обуславливает понимание мотивации как динамического образования, как процесс, механизм. Мотивация достижения успеха представляет собой один из видов личностной мотивации деятельности, следовательно, рассматривается в единстве содержательной и динамической сторон мотивационного процесса.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными.

Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его. Так, мотивационная сфера работника на разных этапах профессионального развития имеет свои особенности.

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успехов и избежания неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимися у них способностями, избегающие неудачи обращаются к анализу своих способностей как раз в противоположном случае – в случае неудачи. Эти работники ставят перед собой в процессе деятельности положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех.

Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели: оптимальный контакт с покупателем, творческий подход к решению спорных ситуаций и т.д.

Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу.

Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избежания неудач склонны объяснять по-разному.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты дея­тельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т. д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени труд­ности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Теоретико-методологический аспект межличностных отношений в педагогическом общении. Научно-методологические подходы к изучению общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характер ...

K5 – время общения
Самые красивые женщины – блондинки, самые страстные – брюнетки, а самые верные – седые. / Еврейская пословица / Чтобы полюбить человека, необходимо определенное время общения. Это могут быть и секунды, которых достаточно для любви с пер ...

В чем заключаются типичные ошибки при проведении переговоров?
Тяжелые ошибки в обсуждении конфликта: · партнер выдвигает в качестве ошибки другого соб­ственный промах; · партнер не выражает полностью свои потребности; · партнер принимает «боевую стойку»; · партнер уходит в оборону; · поведение ...