Перинатальная психология и психика младенцаСтраница 1
Перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и психологии и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека. Основой перинатальной психологии является изучение перинатальных матриц, заключающаяся в признании долговременной памяти у плода на события, происходящие во время беременности, родов и послеродового периода. Эти события формируют элементы подсознания, проявляющиеся в последующей жизни и определяющие особенности психических реакций на те или иные события. Особенно большое информационное поле в формировании перинатальных матриц занимают роды. В связи с этим акушер-гинеколог, психолог должны иметь представление о влиянии особенностей течения беременности, родов и послеродового периода на формирующуюся психику ребенка и создавать благоприятные условия, способствующие положительной направленности этого процесса. Закуски на фуршет доставка Закуски доставка СПб канапешкин.рф.
Наиболее действенным мероприятием в этой связи может и должна быть комплексная подготовка беременной к предстоящим родам, предусматривающая усвоение минимальных знаний по физиологии беременности и родов (образовательная программа), привитие элементов родительской культуры (воспитательная программа), оценку состояния здоровья и адаптационных возможностей организма беременной с целью проведения лечебно-профилактических мероприятий (оздоровительная программа.
На протяжении почти всего XX века ни медицина, ни психология не смогли сформировать четкого представления о природе ребенка в утробе матери или в момент рождения. Серьезными препятствиями в формировании концепции были следующие представления: младенцы пассивны и беспомощны; младенцы не обучаются или не запоминают; младенцы не способны к проявлению эмоций; и младенцы не чувствуют боли. Эти воззрения вводили в заблуждение родителей и направляли по неправильному пути профессионалов, работающих с детьми грудного возраста.
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что на том этапе существовали научные подходы и методы, не позволявшие адекватно оценить природу младенцев во чреве матери или при рождении. Видимо, наиболее крупным нашим просчетом, как профессионалов, была общепринятая идея о том, что полным мерилом разума, собственного "Я" и души является мозг. Господствовала точка зрения, что мозг плода и новорожденного не мог обеспечить поддержку познавательной, эмоциональной или перцептивной деятельности, в том числе удовольствия или боли. Нейроанатомия не поддерживала идеи о существовании "психики" в период внутриутробного развития.
Возможности ультразвукового обследования и более продуманные схемы экспериментов в течение последних 10-15 лет позволили получить новые факты о внутриутробной жизни плода, которые перевернули традиционные представления в области эволюционной психологии и медицины. Исследования показали, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства и ощущает и любовь и опасность /Chemberlin, 1994/. Ультразвуковые исследования на 20-й неделе беременности выявили наличие специальных взаимоотношений между близнецами в матке, которые выражались в виде ударов, толчков ногами и играх /Piontelli, 1992/. Д-р Арабин и его коллеги /1996/ зафиксировали первые реакции близнецов на прикосновение в возрасте 9 недель.
С помощью ультразвукового исследования родителями была подтверждена агрессия плода в отношении игл, вводимых в матку при амниоцентезе на 16-й неделе беременности. Младенцы целенаправленно и неоднократно атаковали цилиндр шприца - и это происходило на этапе, когда глаза плода были еще не развиты и веки сращены. Такая демонстрация "кожного зрения" и великолепная координация движений, обеспечивающая достижение цели и отражающая присутствие желания, наличие задачи и настоятельной необходимости ее решения, бросает вызов традиционному объяснению феномена.
В ходе ряда экспериментов было показано, каким образом тесное взаимодействие младенцев с родителями проявляется в формировании предпочтений в отношении изучения музыке, чтения прозы, стихов и восприятия звуков родного языка матери
Другое по теме:
Бессознательные психические явления или механизмы психологической защиты. Причины
возникновения и развития защитных механизмов.
Одной из наиболее важных областей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, ...
Карточка психологического обследования первоклассника
Фамилия, имя . .
Дата обследования
Психологические показатели готовности
Оценочные уровни
1. Умственная активность
2. Саморегуляция
3. Фонематический слух
4. Словарное развитие
5. Кратковременная память
6. Умозаключение ...
Интересные новости о здоровье
Австралийские ученые из Квинслендского университета пришли к выводу, что во время смеха человек видит окружающие его предметы по-другому в буквальном смысле. В обычном состоянии каждый глаз человека посылает изображение в свою область моз ...