Возникновение и особенности малых спортивных групп
Страница 2

Материалы » Социально-психологический климат в спортивной команде » Возникновение и особенности малых спортивных групп

Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым.

Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя единую структурную систему. При этом соотношение структур должно быть оптимальным.

Соответствие формальных и неформальных структур способствует эффективной деятельности группы.

Помимо соответствия двух структур существуют еще и такие факторы, как совместимость, идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности.

Размеры спортивных групп

Вопрос об оптимальных размерах малых спортивных групп остается спорным: по данным одних авторов — 10 — 15 человек, по мнению других — 25—40 человек. Работы некоторых отечественных психологов показали, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6 —7 человек. Следует отметить, что эти данные оптимальны для неформальных групп, так как они позволяют:

а) быстрее и легче устанавливать контакты;

б) лучше узнать личные качества и способности каждого;

в) в максимальные сроки и с минимальным искажением передавать информацию друг другу.

Для определения оптимальных границ формальной группы следует учитывать: 1) цели и задачи; 2) правила соревнований по данному виду спорта (главным образом состав команды).

Признаки спортивных групп

Социально-психологические основные признаки "малой группы" - это непосредственный сенсорный межличностный контакт и согласованность двигательных действий участников группы в общении друг с другом (с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, движений).

Спортивной группе свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы :

1) автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп;

2) сплоченность, наличие чувства «мы»;

3) контроль за поведением членов группы;

4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определенную роль согласно занимаемому им в группе положению);

5) иерархия членов группы;

6) конформизм (приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок);

7) добровольность входа и выхода из группы;

8) стремление сохранить оптимальный объем группы;

9) интимность (члены группы в достаточной степени знают личные и интимные стороны жизни каждого);

10) стабильность;

11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в нее, стремление действовать так, как это принято среди тех, кто привлекателен;

12) психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают свое удовлетворение или неудовлетворение.

Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые особые признаки :

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...

Выводы
­ Психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направления на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Объ ...

Пропаганда эротизма
Итак, где же мы сталкиваемся с пропагандой эротизма? Да повсюду! В фильмах, где раньше использовался эстетический приём эллипса– намёк на нечто, что должно произойти, а теперь камера задерживается на самых интимных сценах. Реклама использ ...