Диагностика взаимоотношений в спортивной командеСтраница 2
Краткое описание методики.
Основной инструмент методики — социометрические критерии (вопросы), которые предназначены для выявления особенностей межличностных отношений членов группы. Предлагаются два типа критериев — формальные и неформальные.
Социально-психологическая структура малой группы определяется с помощью количественного и сравнительного анализа ответов испытуемых минимум на два вопроса — на один формальный и один неформальный. Максимальное число критериев в опыте: для детей и подростков 1-3, студентов 2-4, для взрослых и пожилых людей — не более 7 критериев. Число выборов (d) может быть ограниченным («Выберите только одного (двух, трех ., не более пяти) членов группы .») либо неограниченным (в этом случае теоретически возможным число выборов равно (N-X), где JV — число членов изучаемой группы.
Предлагаются два способа обработки результатов социометрического опроса: 1) табличный способ с помощью социоматрицы выборов 2) графический способ с помощью социограммы или рисунка.
На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два персональных индекса: 1) индекс социометрического статуса члена группы, характеризующий его личное влияние на структуру малой группы; 2) индекс эмоциональной экспансивности, характеризующий потребность испытуемого во влиянии на других членов группы (данный индекс высчитывается при использовании процедуры неограниченного числа выборов из (JV-1) возможности, где N — число членов изучаемой группы). Для процедуры с лимитом выборов данный индекс малоинформативен.
4) Выявление склонности к конфликтным взаимоотношениям.
Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной спортивной деятельности применяется тест Томаса, адаптированный в нашей стране проф. Н. В. Гришиной. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов в 12 суждениях о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Обработка данных опроса. За каждый ответ А или Б приписывается один балл. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать в групповом варианте — как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени на опрос одного испытуемого — не более 15-20 мин.
5)Социально-психологический анализ взаимовлияний в команде.
Для этого теста используется ряд заданий:
Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования.
Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов.
Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов в общении членов команды.
Задание 4. Организация социально-психологического тренинга взаимовлияний в команде.
6)Социально-психологические методы формирования и изучения командной сплоченности.
Считается, что сплоченность игроков команды влияет на успешность ее соревновательной деятельности. Однако в практике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессиональных командах.
Командная сплоченность является социально-психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом «
Они».
Используются задания:
Задание 1. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности.
Задание 2. Измерение психологической атмосферы в команде.
Задание 3. Изучение привлекательности команды для спортсменов.
Задание 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов.
Задание 5. Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов.
Задание 6. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию.
Психодиагностика личности оказывает помощь учителю и воспитателю в решении большинства как принципиальных, так и ситуативных вопросов. Важно, чтобы школьный психолог, консультирующий педагога, обладал не только высокой общеметодической компетентностью, но и понимал существо тех проблем, на решение которых направлена его помощь.
Другое по теме:
Качественные методики исследования
Качественные методы в социологии представляют собой реализацию феноменологического подхода к изучению социологических явлений и процессов.
В данном случае если необходимо рассмотреть определенную рефлексивность субъекта исследования (меж ...
Библиография
Красть мысли у одного человека – плагиат. У многих – научное исследование.
В процессе написания этой книги с помощью Интернета я ознакомился с трудами сотен ученых и специалистов в данной области знаний, и в большинстве работ нашел полно ...
Структура способностей
Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может ...