Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося
поведения.Страница 2
Нами было проведено социологическое исследование. Цель данного исследования – выявить спектр интересов, потребностей и установок подростков.
В ходе анкетирования было опрошено 50 человек: 23% - девушки от 15 до 17 лет, 27% - мальчики от 14 до 18 лет, которые обучаются в общеобразовательной средней сменной школе №2 поселка Загорск. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Поэтому данный контингент опрашиваемых можно отнести к подросткам отклоняющегося поведения.
Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.
Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями – 56%, 32% - посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, – нет четкой цели этого мероприятия; организация подобной формы – создает условия для проявления асоциального поведения (драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 14% - предпочитают слушать музыку. Печальным остается тот факт, что ни один из опрошенных не посещает досуговых учреждений.
В последнее время на выбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые несут в себе жестокость, агрессию. Так:
54% подростков смотрят боевики,
28% - триллеры,
3% - фильмы с элементами эротики,
8% - комедии.
На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматься спортом. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало 24%. Большая часть ответила «нет» – 67%.
При этом, на вопрос «да» они ответили следующие варианты:
13% - не курю,
15% - не употребляю спиртные напитки, и только 6% из них занимаются спортом.
А на вопрос «нет»
а) не занимаюсь спортом – 19%
б) употребляю спиртные напитки – 49%
в) курю – 10%.
Последние два вопроса позволили нам выяснить два аспекта:
первый – их суждения о здоровом образе жизни, а второй – отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни.
В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получили следующие ответы.
Употребление спиртных напитков:
50% - в компании друзей,
36% - из любопытства,
14% - просто так от нечего делать.
Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:
26% - из любопытства;
18% - пример родителей;
14% - влияние друзей;
10% - мода;
11% - желание почувствовать себя взрослей;
Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных - 67% ответила: в неполной и только 33% имеют отца и мать.
Итоги следующего вопроса говорят нам о том, что в решении проблем подростков семья играет не первое место. Опять же в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями – 52%, 26% - с родителями, 22% - не делится ни с кем.
Последний вопрос говорит нам о том, какие жизненные ценности ценят подростки, дал нам следующий результат:
Другое по теме:
Приложения
Приложение 1
Шкала тревожности Сириса
Инструкция эксперту:
Оценить каждое утверждение одним из следующих баллов: 0-признак отсутствует; 1-признак слабо выражен; 2-признак достаточно выражен; 3-признак резко выражен.
Утверждения:
1. ...
Лидерство, руководящие должности и пол
Гендерная психология лидерства как научное направление начала интенсивно формироваться под влиянием феминистского движения с середины 1970-х гг., прежде всего американскими, австралийскими и западно-европейскими учеными, хотя и ранее этот ...
Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что с ...