Жизненный цикл развития личности
В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к миру и себе (между доверием и недоверием к миру, между инициативой и пассивностью и т.п.). Сложившееся отношение к обществу, другим людям, к труду и себе выражается в новом качестве личности – позитивном или негативном. Моменты перехода от одной стадии к другой являются критическими, т.е. становятся поворотными пунктами, решающими моментами выбора между прогрессом и регрессом. На каждой стадии происходит столкновение ребенка со средой, причем окружение передает ребенку свои специфические представления и понятия, направляет развитие его пути, оптимальному для его психологического благополучия в условиях данной культуры, определяя целостный жизненный путь личности.
Схема развития личности по Э. Эриксону
Стадии развития |
Область соц. отношений |
Новообразования |
Результаты прогрессивного развития |
1. младенческий возраст |
Мать |
Доверие – недоверие |
Энергия и жизненная радость |
2. ранний возраст |
Родители |
Автономность – зависимость, страх, сомнения |
Контроль |
3. дошкольный возраст |
Родители, братья и сестры |
Инициатива – чувство вины |
Целеустремленность |
4. предубертатный возраст(6-12 лет) |
Школа, соседи |
Трудолюбие – чувство неполноценности |
Компетентность |
5. юность(13-18 лет) |
Группы сверстников |
Идентичность – непризнание |
Привязанность и верность |
6. ранняя зрелость(третье десятилетие) |
Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество |
Близость – одиночество |
Аффилиация и любовь |
7. средний возраст |
Профессия, родной дом |
Продуктивность – застой |
Творчество и заботы |
8. поздняя зрелость |
Человечество, ближние |
Внутренняя стойкость - безнадежность |
Отрешенность, мудрость |
Другое по теме:
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося
поведения. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой
деятельности на подростков отклоняющегося поведен
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализа ...
Особенности в преодолении и мотивации к преодолению
личностью экстремального опыта в мирной жизни после военных действий в Чечне
В любом случае посттравматический стресс постепенно проходит, но этот процесс ускоряется в ходе реабилитации. На нормализацию психического состояния воина также влияет мотивация к преодолению экстремального опыта в мирной жизни.
Особенно ...
Экспериментальное изучение психологических трудностей в обучении учащихся 2
– х классов. Организационно-методическое обеспечение
исследования
С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой для эксперимента стала МОУ «Гимназия № 1» г. Ульяновска. Экспериментальным был 2 класс в составе 10 человек. Работа п ...