Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского.

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского.

К самому понятию «способность» Л.С. Выготский обращался в своей «педагогической психологии», обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Д.Б. Эльконин в своем послесловии к собранию сочинений Выготского также рассматривал понятие «способности» как фактически идентичное понятию «высших психических функций»: «согласно мысли Выготского, во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации). Без исторического и логико-психологического анализа структуры человеческих способностей, отложившихся в том или ином приобретении человеческой культуры, способов ее использования современным человеком, невозможно себе представить процесс овладения отдельным человеком, ребенком этим достижением культуры как процесс развития у него тех же способностей». В приведенной цитате содержится как минимум три характеристики способностей, заданных Л.С. Выготским. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте целого. И наконец, развитие способностей характеризуется освоением ребенком определенных достижений культуры. Процесс развития способностей является не линейным интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак, прежде всего, по Л.С. Выготскому, слово. Однако в дальнейших исследованиях, выполненных в русле данной парадигмы естественно был поставлен вопрос о специфике опосредования, с одной стороны, образных форм познания, а с другой – ранних онтогенетических этапов развития высших психических функций.

Л.С. Выготский писал: «Развитие идет прежде всего в направлении опосредования тех психологических операций, которые на первых ступенях осуществлялись непосредственными формами приспособления. Усложнение и развитие форм детского поведения и сводится к смене привлекаемых для этой задачи средств, к включению в операцию прежде незаинтересованных психологических систем и к соответствующей перестройке психического процесса». Подобная смена средств может анализироваться с двух сторон. С одной стороны, это смена типов стоящих за словом обобщений. С другой стороны, смена средств может предполагать включение не только словесных, но и других форм опосредования в деятельности ребенка.

На основе теории Л.С.Выготского и исследованиях его учеников, в частности А.В.Запорожца, Л.А.Венгер обобщил данные о развитии восприятия в целостную концепцию развития детских способностей

.

Л.А.Венгер полагал, что если под способностями понимать некоторые качества, обеспечивающие успешность протекания той или иной деятельности, то именно опосредованная система перцептивных действий, обеспечивающая успешность перцептивной деятельности ребенка, и является собственно сенсорными способностями. Далее положения о структуре и механизмах развития сенсорных способностей были расширены до общей концепции развития способностей у детей. Под способностями в данной концепции стали пониматься ориентировочные опосредованные действия, позволяющие решать задачи различного класса. В случае умственных способностей – это интеллектуальные задачи, основными способами решения которых являются действия наглядного моделирования.

Таким образом, именно способности как существующие в культуре способы ориентировки в действительности определяют успешность любой деятельности. Способности являются по сути действиями с различными средствами, а уровень их развития у ребенка определяется степенью овладения такими действиями.

Другое по теме:

Сплоченность членов группы
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительн ...

Эксериментальное исследование формирования морального поведения дошкольника. Организация и методы исследования
Психологический анализ проблемы формирования нравственного самосознания у детей дошкольного возраста на теоретическом уровне определил необходимость эмпирического изучения компонентов и содержания процесса развития личности и психической ...

Психология развития Жана Пиаже
Наибольший вклад в наше понимание когнитивного (или интеллектуального) развития (и даже эмоционального развития) был сделан швейцарским биологом Жа­ном Пиаже. Пиаже, который умер в 1980 г. в возрасте 84 лет, потратил 60 лет своей жиз-ни, ...