Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах зарубежных психологов
Страница 2

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах зарубежных психологов

3. дивергентное продуцирование – выработка различных вариантов решений на основе обобщения информации,

4. конвергентное продуцирование – достижение правильного решения на основе обобщения информации,

5. оценка – определение удовлетворенности решением);

четыре типа содержания:

1. фигуральный – информация представлена в виде образов,

2. символический – информация дается в форме условных знаков,

3. семантический – информация дается словами,

4. поведенческий – в основном неформальная информация по взаимодействию людей);

шесть видов продуктов:

1. единицы – отдельные единицы информации,

2. классы – объединенные единицы по их общим свойствам,

3. связи – принципы связей между единицами и классами,

4. системы – организованные и структурированные объединения единиц, классов и связей,

5. трансформации – модификации существующей информации,

6. импликации – экстраполяция информации).

Соответственно с данной структурной моделью интеллекта можно выделить 120 возможных вариантов умственных способностей, которые Гилфорд сгруппировал в три типа интеллекта: конкретный интеллект, абстрактный интеллект и социальный интеллект. Таким образом. Данная модель дает возможность разделить детей на группы по их особенностям развития интеллекта как на основании анализа уровня развития отдельных способностей, так и на основании анализа типа интеллекта.

Несколько позже Кэттелл разделил интеллект на два вида: флюидный и кристаллизованный. Уровень развития флюидного интеллекта определяется генетически, и именно он устанавливает верхние границы развития интеллектуальных способностей. Развитие кристаллизованного интеллекта основывается на факторах влияния окружающей среды и связано с особенностями обучения ребенка.

Таким образом, в данной группе исследований характеристика индивидуальных различий в умственном развитии ребенка определяется выраженностью структурных компонентов, составляющих теоретическую модель такого развития. Несомненным достоинством данного подхода является разработка и строгое использование принципов построения статистического дизайна психологических исследований, позволяющих получать и применять высоко достоверные данные.

Второй подход

к анализу различий в интеллектуальном развитии детей можно охарактеризовать как психолого – образовательный. В рамках данного подхода умственное развитие ребенка рассматривается в контексте обучения.

С одной стороны, здесь анализируются достижения детей в отдельных сферах обучения (прежде всего, в математике и чтении) с помощью специально разрабатываемых тестов достижений. На основе результатов тестов планируется индивидуальная работа с детьми по их продвижению в отдельных областях знаний. С другой стороны, в русле данного подхода рассматриваются особенности развития умственных способностей детей, связанные с их продвижением в ситуации обучения, с их академической успешностью. В данном случае перед педагогами раскрываются стратегии индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их умственных способностей.

Наиболее ярким выражением данного подхода является теоретическая модель умственного развития, разработанная Кауфманами и представленная в их диагностической системе.

Таким образом психолого-образовательный подход рассматривает развитие умственных способностей в контексте продвижения ребенка в образовательной ситуации. В целом в русле как первого, так и второго подходов различия в интеллектуальном развитии детей рассматриваются в зависимости от того, что выделяется в качестве компонентов структуры интеллекта. Эти подходы характеризуют развитие способностей ребенка через определенную структурную модель интеллекта и особенности функционирования каждого структурного компонента. При этом в значительной степени в стороне остается анализ индивидуальных вариантов применения той или иной группы способностей.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Характеристика креативности, как личностной способности к творчеству. Понятие креативности
«Креативность» (от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить чт ...

Разработка рекомендаций педагогу-воспитателю по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста
Чем больше органов чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в механическую, нервную память, точнее сохраняются и потом легче вспоминаются. Человек скорее ...

Механизмы специфических и неспецифических психологических защит, а так же манипуляции, от которых не следует защищаться
Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собствен ...