Память: понятие, процессы, виды
Велика она, эта сила памяти, Господи, слишком велика! Это святилище величины беспредельной…что-то внушающее ужас есть в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам…
Августин Аврелий
Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.
Память характеризуется следующими параметрами:
- объем памяти – показатель количества запоминаемой информации;
- точность воспроизведения – отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;
- быстрота воспроизведения – характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию;
- длительность памяти – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию
Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти: [10, с. 138]
1. по времени сохранения материала:
- кратковременная - память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим промежутком времени;
- долговременная – память, рассчитанная на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный;
- оперативная – память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.
2. по преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:
- двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение разнообразных движений;
- зрительная – способность в течение длительного времени «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет;
- слуховая – хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных;
- словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. д. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала;
- эмоциональная – память на бывшие когда-то переживания, она участвует в работе всех видов памяти.
3. по характеру целей деятельности:
- непроизвольная – запоминание и воспроизведение, которые осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания;
- произвольная – в этом случае присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.
Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами – слухо-моторным, зрительно=двигательным, зрителтно-слуховым. Тип памяти зависит не только от природных особенностей НС, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу, что-либо запомнить. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. [9, с.277]
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а память и мышление тесно связаны между собой. Поэтому в своей работе мы взяли за основу исследование образной и зрительной памяти.
Другое по теме:
Общая характеристика учебной деятельности
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на с ...
Вывод
В заключение отметим, что любовь – очень сложное явление, которое требует внимания, усилий воли, самоотдачи, жертвы, т.е. немалого труда. Тем не менее, это огромное богатство, необходимое условие для развития собственной личности и для со ...
Личностная готовность
Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручения ...