Введение

Проблема взаимосвязи человека и пространственно-предметной среды теоретически обоснована в контексте изучения специфики отражения пространственно-предметной среды в сознании субъекта.

Фундаментальная важность обращения к реальным условиям среды жизнедеятельности актуализирует контуры онтологической парадигмы анализа взаимосвязи человека и среды (В.А.Барабанщиков, В.И.Панов и др.). Одной из первых работ в рамках данной парадигмы является исследование К.Левина (1936), посвященное анализу изменений прагматического и аффективного значений отдельных деталей ландшафта в зависимости от изменения общего смысла ситуации. Исключительную роль для актуализации онтологической парадигмы играет экологическая теория восприятия Дж.Гибсона (1988), где пространство описано как экологически обусловленная данность пространственных свойств и отношений, которые предоставляют возможность (affordance) тех или иных действий, функционально присущих виду животного.

Несмотря на существование разнообразных подходов к проблеме психического отражения пространственно-предметной среды, пока не ставился вопрос о его системно-структурной организации, предполагающий совместный анализ чувственного и ценностно-смыслового уровней. Ресурсы для такого анализа связаны с применением системного подхода к рассматриваемому явлению. Необходимость системного анализа психологических особенностей пространственно-предметной среды признается практическими всеми исследователями, однако даже в этом контексте пространственно-предметная среда остается недостаточно отрефлексирован-ной реальностью.

Объект работы - пространственно-предметная среда жизнедеятельности человека.

Предмет - системно-структурная организация (компонентный состав и базовые параметры), возрастные и индивидуально-типологические особенности психологической репрезентации пространственно-предметной среды жизнедеятельности человека.

Цель работы — раскрыть содержательную сущность и пространственно-предметной среды обыденной жизнедеятельности человека и выявить компоненты и показатели, позволяющие построить ее теоретическую модель.

Задачи

- Проанализировать и обобщить сложившиеся в современной психологии подходы к исследованию психологической репрезентации пространственно-предметной среды.

- Выделить операциональную единицу анализа пространственно-предметной среды и средства ее описания.

- Исследовать соотношение уровней, компонентов и параметров репрезентации пространственно-предметной среды применительно к различным типам пространственно-предметной среды жизни.

Доказано, что системный подход к исследованию пространственно-предметной среды является необходимым основанием для целостного ее анализа, включающего чувственный и ценностно-смысловой уровни, формальный и содержательный компоненты, прагматический, этический и эстетический параметры.

Другое по теме:

Психологическое время личности
Суждения ребенка младшего школьного возраста о своем прошлом, настоящем и будущем еще достаточно примитивны. Обычно реально ребенок этого возраста живет сегодняшним днем и ближайшим будущим. Далекое будущее для младшего школьника в целом ...

Теоретические основы по проблемам учебной мотивации и самооценки младшего школьника. Самооценка младших школьников
Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» являетс ...

Управление (руководство) коллективом.
Управление – направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие «управление» относится как к техническим, так и к социальным сист ...