Методы психодиагностики младших школьников на уроке
Страница 1

Материалы » Особенности психического развития в младшем школьном возрасте » Методы психодиагностики младших школьников на уроке

Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В работе практического психолога роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребенок в своей деятельности, его мотивы, побуждающие ту или иную деятельность и др. Приведем пример пробы на определение уровня развития у ребенка способности к обобщению. Детям даются пять столбиков чисел и предлагается выполнить задание: сумма чисел первого столбика равна 55, и нужно быстро найти сумму чисел остальных четырех столбиков:

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

21 22 23 24 25

55 ? ? ? ?

Подобные особенности мышления проявляются и в работе школьников с любым учебным материалом. Так, например, третьеклассникам дали 8 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них.

Одни дети обобщают пословицы по существенному признаку:

Волков бояться - в лес не ходить

Тут о смелости говорится. Смелый человек.

Смелость города берет

Ни волков, ни врагов не боятся

Дело не медведь – в лес не уйдет. Семеро одну соломинку поднимают

«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинают работать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться»

Семь раз примерь – один отрежь. Поспешишь - людей насмешишь

«Делать надо все как следует, подумать сначала»

Семеро одного не ждут кто встал пораньше, ушел подальше

«Никогда не надо опаздывать»

Другие дети обобщают по внешнему, лежащему на поверхности признаку:

Волков бояться в лес не ходить.

Дело не медведь – в лес не уйдет.

Семеро одного не ждут.

Семь раз примерь – один отрежь.

Это все про зверей

«Эти пословицы одинаковые, здесь везде семь есть».

Чтобы судить на основании проб об особенностях мышления ребенка, необходимо проанализировать неоднократное выполнение им заданий из разных областей знаний. Математический материал.

Учащимся дается лист бумаги, на котором напечатаны примеры с пропущенными числами. Задание: «вставь пропущенные числа так, чтобы примеры были решены верно». Всего даны три постепенно умножающих столбика примеров (пропущены одно число, два числа, три числа), в каждом столбике примеры одинаковой сложности.

1

2

3

…+3=11

4 + 3 +…=17

…+…* 2=16

…- 8=7

18 - 7 -…=4

…* 3 -…=11

…*4=16

7+…- 4=6

18 -…* 2=14

5+…=19

…*3 - 5=13

18 -…* 2=14

…+…=17

…+5- 4=3

20 - …+…=17

За каждый правильно решенный пример учащийся получит один балл, таким образом, максимальное количество баллов, которое мог бы набрать ученик при выполнении этого задания, равно 15.

Литературный материал.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Деструктивное воздействие конфликта и фрустрации.
В случае, когда конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. Когда оно достигнет уровня, при котором эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижени ...

Теории черт личности лидера
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверж ...

Базовые стратегии психологических защит
Большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость». Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести ...