Область взаимоотношений как базовое основание личности

Учеными выделены следующие показатели как базовые, определяющие особенности конкретных проявлений отношений: «Я — другой».

Первый показатель характеризует то, как человек воспринимает другого человека (в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах), чем для данного лица является другой человек. Оптимальная форма предполагает: а) восприятие другого человека не эгоцентрично (т.е. через то или иное отношение к себе, через связь с собой: «он со мной дружит» и т.п.- такое эгоцентрическое восприятие других характерно для большинства), а признает самоценность другого человека, б) восприятие другого не в одном, ограниченном свойстве, а в многообразии свойств, потенциально бесконечном. Эти особенности отличают специфику восприятия человека от восприятия вещи.

Второй показатель отношения «Я - другой» характеризует меру соотношения: насколько, в какой степени и как человек может соотносить свои интересы, желания, ценностности с таковыми у другого человека. В настоящее время и в этом у большинства преобладают эгоистические тенденции. Способность соотносить себя (свои желания, ценностности) и другого в психологии принято обозначать, как способность «быть собой и другим». От этого отношения зависят не только конкретные проявления взаимоотношений людей, многие свойства личности, но и развитие сознания, и деятельности, и умственное развитие, и учебная деятельность и т.д. Оно наряду с ценностностью более всего определяет главные особенности, тенденции поведения.

Другое по теме:

Виды психологических защит
Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоувер ...

Эмоции и личность. Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности
Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности [4, с. 182]. Эмоции как психический процесс харак ...

Разработка и организация программы игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста
Название программы: программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств (см. прил. 1). Цель программы: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста, чер ...