Психодиагностика
готовности ребенка к школеСтраница 2
1) правильность произношения звуков;
2) умение различать звуки речи на слух;
3) владение элементарными навыками звукового анализа слов;
4) словарный запас;
5) связную речь.
Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с,сь,з,зь,ц,ш,ж,ч,щ,р,рь,л,ль,й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например (названия картинок):
с Сахар, миска, соус.
сь Сироп, кисель.
з Забор, роза.
зь Зефир, козел.
ц Цветок, блюдце, огурец.
ш Шоколад, шишка, душ.
ж Желудь, ножик.
ч Чашка, ручка, ключ.
щ Щенок, ящик, борщ.
р Ранец, кровать, костер.
рь Редиска, грибы, букварь.
л Лампа, половик, стул.
ль Люстра, малина, соль.
й Яйцо, майка, сарай.
Для проверки парных звонких и глухих (з – с) коза – коса, (б – п) бочки – почки,
(р – л) рожки – ложки.
Убедить малыша в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук (жук)
- С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
– Обязательно примите
– Десять цапель (капель) перед сном.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
Забодал меня котел (козел),
На него я очень зол.
Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой.
Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.
Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, мышка – мишка, мишка – миска . Картинки называет теперь взрослый, а ребенок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух не различаются звуки р – л – й.
Примеры:
(з – с) роза – роса
(с – т) санки – танки
(с – ш) мишка – миска
(р – л) рожки – ложки, корка – колко
(ш – щ) чаша – чаща
(ч – с) чайка – сайка
(рь – ль) Марина – малина
(к – г) корка – горка
(ль – й) лямка – ямка
При неразличении з – ж – ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце.
Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи .).
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:
1) название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта .;
2) нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда), можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;
3) подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон);
4) подбор действий к предмету (птица ., уж ., собака .);
кто чем занимается: повар ., ученик .;
5) подбор предметов к действию: лает ., мяукает .;
6) подбор слов, близких по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный;
7) подбор слов противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой;
8) можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:
золотое сердце
злой язык
короткая память .
Родителям полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады .), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы). Сроки условны.
Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:
1) назови один (глаза, уши, .);
2) назови много (нос, лоб, ухо, .);
3) закончи словосочетания:
три помидора, пять .,
одна конфета, шесть .,
три медведя, пять .,
одно зеркало, семь .
Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания:
а) Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький .,
маленькая куколка, а большая .
Другое по теме:
Теоретические основания изучения семейных отношений в повторном браке. Гендерные особенности социально-психологического статуса после
развода
По определению повторный брак возможен только после расторжения предыдущего, после развода. Для цели нашей работы представляется необходимым остановиться на гендерных особенностях социально-психологического статуса индивид, находящегося в ...
Бесконечность человека
Проблема бесконечности (неконечности) человека интересовала многих философов. В трудах С.Л. Рубинштейна акцент делается на понимании человека как микрокосма, В. А. Петровского, который рассматривает способность трансцендировать, считая вы ...
Схема выхода из ситуации «барьера»
Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с уч ...