Введение
Тема, выбранная в качестве заглавной у данного курсового проекта не случайна и обусловлена наличием опыта в работе с тестами и методикой в данной области, полугодовалым опытом работы в качестве младшего помощника в фирме «Синит». В качестве основы для определения наличествующих или возможных тенденций развития был выбран тест восьми влечений Сонди. Были протестированы студенты группы ИСТ-212 в количестве 20 человек с целью нахождения возможных закономерностей в проявлении комплексов среди данной группы.
Рассмотрим само понятие, «комплекс».
Народ не любит людей с комплексами. "Не проси его больше ни о чем, ты что, не знаешь, у него же комплекс!" - говорят о знакомом, который когда-то отказал в помощи. "Закомплексованный какой-то!" - думает о своем приятеле девушка, возвращаясь с вялого свидания. Но и тех, кто без комплексов, тоже не любят. "Ну он совсем без комплексов!" - это о том, кто проходит без очереди. "Я не хочу, чтобы у него были комплексы!" - говорит мама, во всем потворствуя своему чаду. Можно подумать, что комплексы - источник мирового зла. Почему-то не радуется тот, кто их имеет. Плохо тому, кто хочет от них избавиться. И тем, кто о них никогда не слышал, тоже плохо. Потому что они все равно есть у каждого. А вот психологи к ним привыкли и не боятся. Мне не важно, что комплексы у вас есть, говорил большой специалист по их изучению К.Г. Юнг, но хотелось бы знать, что вы с ними делаете.
Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями). Другой путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным бессознательным"). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать. Иногда эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс: например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобные обстоятельства, наш герой "вспоминает" и воспроизводит чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее. Итак, комплекс - это болевая точка, которая может не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали - комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить.
Вот тут-то и кроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю жизнь человека. Поэтому его лучше вовремя остановить. А сначала - распознать. Это дело нелегкое, потому что комплексы живут "шиворот-навыворот". Они никогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: "нет" подразумевает "да", "разумеется" - "ни за что на свете", показная сила - стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться? Каждый человек иногда ошибается - "шел в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. "На самом деле" и "как будто" меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс. Комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет - возникали первобытные неврозы. Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различных желаний у него возникало, - а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной - так много в нем враждебных друг другу частей.
Другое по теме:
Особенности взаимоотношений взрослых и детей в ситуации повторного брака
Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адаптация к которой требует значительных усилий. Родители стремятся установить тесн ...
Экспериментальная часть. Обоснование выбора методики
исследования
В современной педагогической литературе: отмечается, что работа с детьми осложнилась, что дети сейчас не те, избалованы, эмоционально неустойчивы, имеются проблемы в общении и т.д. Для продуктивной педагогической деятельности, прежде всег ...
Анализ результатов исследований
Данные контрольного эксперимента по шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, а также исследованию по Миссисипской шкале мы заносим в приложения 16-19
Анализируя результ ...