Приложение
Страница 7

А- 4 балла, а- 3 балла, б- 2 балла, Б- 1 балл

Признаки:

Вербализация

Чрезмерная забота

Зависимость от семьи

Подавление воли

Ощущение самопожертвования

Опасение обидеть

Семейные конфликты

Раздражительность

Излишняя строгость

исключение внутрисемейных влияний

Сверхавторитет родителей

Подавление агрессивности

Неудовлетворенность ролью хозяйки

Партнерские отношения

Развитие активности ребенка

Уклонение от конфликта

Безучастность мужа

Подавление сексуальности

Доминирование матери

Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

Уравненные отношения

Стремление ускорить развитие ребенка

Несамостоятельность матери

Методика «Кинетический рисунок семьи»

Рисунок семьи – это проективный метод, адресованный к тем проявлениям психического, которые не представлены отчетливо в сознании, поскольку находятся в подкорке.

В символике рисунка, и в его графической экспрессии может выступить такая семейная реальность, которая, хотя и определяет самочувствие и поведение ребенка, воспринимается им безотчетно и не может быть выражена в словах.

Диагностику по методике «Рисунок семьи» проводит психолог. Ребенка просят нарисовать семью, но не так, как на семейной фотографии, где все смотрят в объектив, а чтобы она выглядела как в жизни, когда все собираются дома и чем-то занимаются. На словах «все» и «каждый» делается особый акцент, поскольку практика показывает, что это определяет общее стратегическое решение рисунка.

Обобщение результатов тестирования дает материал для выделения наиболее часто повторяющихся и одновременно отличающихся друг от друга типов семей.

Как правило эти типы определяются следующими характерными чертами.

Единение. Изображаются все члены семьи. Между ними отсутствуют условные барьеры и преграды. Впечатление психологической близости домочадцев достигается иногда ценой нарушения требований реальности (отец, находящийся на работе, может тем не менее помещаться в центре домашнего очага). Семья выступает как единство, в котором каждый из домочадцев хотя и наделен собственной ролью, но рассматривается как часть семейной целостности. В рисунке обычно много света, преимущественно вечернего, поскольку именно в это время семья собирается вместе. Свет – один из самых важных признаков связи. Еще одна примета таких рисунков – члены семьи заняты общим делом, что-то делают вместе, находясь в общем семейном пространстве.

«Купе». Семья предстает как состоящая из отдельных индивидов. Это подчеркивают графические средства: лист как бы делится на четыре части или больше. Каждая из них предназначена для одного человека, это своеобразие одноместное купе. Контекст семьи нередко расширяется, в него включаются прародители, сотрудники родителей, одноклассники, соседи. Таким образом, с одной стороны, в рисунках получают отражение некоторые особенности современных семей – увеличение времени, отводимого взрослыми на профессиональные занятия в ущерб семейным обязанностям, состояние профессионального стресса, заставляющего «уходить в бизнес», забывать о родственных привязанностях. С другой стороны, если рисуют подростки, в изображениях могут отражаться их возрастные особенности, «субъективное чувство взрослости» с ориентацией на собственную автономию, открытием для себя «другого мира», а также несвоевременным отторжением от семьи, где они не чувствуют себя нужными.

«Группировки». В общей семейной целостности ребенок находит более узкие и сплоченные внутрисемейные группировки и союзы. Они состоят из тех близких людей, к которым дети тяготеют, с чьей привязанностью друг к другу они вынуждены смириться или напротив, чей круг хотят закрепить. Для мальчиков более характерно выделение подсистемы «Я-папа», для девочек «Я-мама». В ряде случаев, девочки выделяют подсистему братьев и сестер.

«капсулирование». На рисунках этого типа ребенок изображает себя в замкнутом пространстве. Образ капсулы не всегда бросается в глаза, принимая видимость легко узнаваемых предметов, деталей интерьера. Ими могут быть прямоугольник ковра, шкаф, кровать. Эти предметы кроме прямой практической функции наделяются еще одной, очень важной для смыслового ряда рисунка: они изолируют автора от других членов семьи. Субъективно это не всегда сигнал тревоги. Ребенок может чувствовать себя в капсуле совсем неплохо. Но объективно капсула- это знак того, что жизненные связи ребенка пусть и не полностью, но все же ослаблены, нарушены, деформированы. «Капсулирование» перекликается по смыслу с такими типами семьи, как «купе», «группировки», но его символика более кульминационна. В замкнутом пространстве капсулы может находиться не только автор рисунка, но и кто-то еще из семьи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Выводы и предложения
Итак, решение проблемы негативного влияния средств массовой коммуникации на поведение подростка является сложным и комплексным. Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детств ...

В чем заключается сложность выявления потребностей и интересов участников конфликта?
Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заключается в том , что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадекватном понимании сложившийся ситуации. В той связи российский конфликт ...

В чем различие юридических и неюридических конфликтов?
Юридический конфликт – любой конфликт, в котором спор, так или иначе, связан с правоотношением сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия. Можно утверждать, что не каждый конфликт – ю ...