Стандартные мотивыСтраница 1
Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения К.Г. Юнга [5], в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту.*
С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов - это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение.
Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.
В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер [3, с. 22] предлагает следующие:
1) луг
, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
2) подъем в гору
, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
3) следование вдоль ручья
вверх или вниз по течению;
4) обследование дома
;
5) встреча с особо значимым лицом
(мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);
6) наблюдение опушки лесаи ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
7) лодка
, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
8) пещера
, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.
Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:
1) наблюдение и установление контакта с семьей животных
- с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;
2) получение во владение надела земли
, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;
3) представление себя примерно на 10 лет старше
.
Для подростков можно предложить также мотив собственная машина
или мотоцикл
.
Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы:
- дерево
;
- три дерева
;
- цветок
.
В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:
- представление реальной ситуации
в школе или дома;
- воспоминания
из прошлого опыта;
- представление последней сцены из ночного сновидения
и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;
- интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);
- представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки
или другой мягкой игрушки
.
Таблица 1:
Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития.
Проблематика |
Соответствующие мотивы |
Актуально-насущные конфликты, актуальное настроение |
Мотив луга, ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках |
Оральная тематика |
Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме |
Агрессивно-экспансивная тематика: а) анально-агрессивная [3] б) орально-агрессивная в) экспансивное раскрытие и развитие |
Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана Мотив льва Мотив следования вдоль ручья, путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы |
Эдипальная тематика: |
Мотив горы |
Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом): |
Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы |
Оценка собственной личности: а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне |
Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследовать Мотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моря. |
в) оценка способности целиком чему‑то отдаться |
Мотив ручья или реки, когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще |
Проблема идентичности и идеала “Я”: |
Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека |
Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект) или настоящего: |
а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения); животные (или семья животных) и символические существа, возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря) б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи) |
Сексуальная и эдипальная тематика: |
Мотив спальни в доме, окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню |
Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях: |
Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование |
Другое по теме:
Выводы по экспериментальной части исследования
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Для большинства незамужних женщин 30 летнего характерны реалистичность базы суждений и поступков, с выраженной склонностью к критицизму. Они абсолютно не зависимы о ...
Взгляды Иоанна Дамаскина на познавательную сферу человека
Рассмотрим сначала взгляды Иоанна Дамаскина на познавательные процессы (силы), придерживаясь этой классификации. Вообще, познавательным процессам уделяется достаточно много внимания, и это не случайно, потому что именно познание является ...
Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться ...