Заключение.Страница 1
Вспомни, вспомни луг зеленый -
Радость песен, радость плясок.
В. Брюсов
При заимствовании терапевтических методов становится актуальным вопрос его адаптации или лучше сказать адаптивности. Излишне заострять внимание на различиях между немецкой и русской ментальностью, или подчеркивать сходства близость обоих культур. К этой теме множество раз обращались классики русской литературы.
Адаптивность метода символдрамы, известного еще под названием Кататимно-имагинативная психотерапия, можно рассматривать с позиции формы, как бы отвечая на вопрос “как?”. Этому вопросу посвящен ряд публикаций Я.Л. Обухова.
При знакомстве с основными правилами методики обращает внимание их довольно жесткая регламентация. Детально расписываются действия психотерапевта, вплоть до реплик, интонаций и хронометрии. Для психотерапевта постсоветской эпохи, который “привык” к довольно смелым экспериментам, если не своим, то, по крайней мере, своих коллег, излишняя “рамочность” метода может показаться ограничивающей. Как следствие может возникать соблазн в излишне смелых и преждевременных интерпретациях индивидуального содержания представляемых образов, которые сводят практически на нет “экологичность метода”. Хорошо известен факт, что часто в ситуациях, когда роль протагониста выполняет психолог или психиатр, образы последних носят гротескный характер, не соответствующий действительной напряженности актуальной ситуации. Вследствие этого возникает определенная толерантность к интерпретациям коллег, что в свою очередь снижает порог ответственности при толковании символики образов и рисунков пациента в терапевтической ситуации.
Символдраматический подход отличается от классического психоаналитического тем, что при символдраме терапевт обращается посредством того, что К.Г. Юнг называл “фантазирующим мышлением”, к структурам психики оперирующими образами, эмоциями, символами. С позиций представлений о межполушарной асимметрии, это, прежде всего, структуры правого, аналогового полушария, деятельность которого не связана прямо с представлениями о времени и пространстве. Косвенным подтверждением это служат обычные ошибки в субъективном восприятии времени при завершении сеанса, а также “условное” отношение к воображаемым перемещениям в образе. Во время сеанса мы предлагаем протагонисту облекать представляемые им образы в слова, что стимулирует активизацию межполушарных взаимодействий и является, по сути, трансцендентной функцией.
Благодаря метафоричности выражения в образах внутренних конфликтов в символдраме обычно смягчаются сопротивления со стороны Я, связанные с принципом реальности, и являющиеся в большей степени логическими, вербальными. Исходя из вышеизложенного, логичным представляется вывод о необходимости крайне сдержанно относится ко всякого рода толкованиям символики образов и рисунков в контексте психотерапии.
Адаптивность метода также имеет и содержательную сторону. Наглядным свидетельством глубокой внутренней связи ландшафтных мотивов являются терапевтические ситуации, в которых пациент, во время представления образа самостоятельно от луга переходит к ручью, а затем к горе при максимально мягком и ненавязчивом ведении его психотерапевтом. Предложение представить именно эти образы воспринимается пациентами очень естественно.
Характерным для мотивов луга и ручья является то что даже в случаях, когда в их символике обозначаются достаточно актуальные внутренние конфликты, субъективное восприятие и чувства в итоге определяются пациентом как положительные, придающие энергию и жизненную силу.
Для идеолога русского символизма Андрея Белого образ “луга зеленого” являл собой символ России, ее новых времен. В статье “Луг зеленый” из одноименной книги, Андрей Белый пишет: “И дышит луг зеленый. И тонкие злаки, волнуясь, танцуют с цветами. И над лугом встает луна. И аромат белых фиалок просится в сердце. И вспоминается тысячелетняя жизнь зеленого луга. И забытая, мировая правда - всколыхнулась, встала, в упор уставилась с горизонта, как эта большая луна.”
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию
(составлено Х. Лёйнером, 7-ой международный конгресс по Кататимно-имагинативной психотерапии, Вюрцбург, Германия, 20 - 21 мая 1995 г.)
автор |
год |
Концепция, спектр применения | ||||||
и название метода |
создан. |
психо-динамич. терапия |
Поведен- ческая терапия |
гипн. Состояние |
наличие концепции |
регуляр. примен. |
фрагм. попутн. примен. | |
1. |
Й. Брейер и З. Фрейд Катартический метод |
1894 |
х |
х | ||||
2. |
К.Г. Юнг Активное воображение A.N. Ammann |
1916 1979 |
х х |
х х | ||||
3. |
Й.Х. Шульц Высшая ступень аутогенного тренинга (АТ) |
1932 |
х |
х | ||||
3а. |
Роза Высшая ступень АТ |
1975 |
х |
х | ||||
4. |
Р. Дезуаль Le reve йveillй dirigй L. Rigo |
1945 1977 |
? ? |
х х |
х х | |||
5. |
Х. Лёйнер Кататимное переживание образов Техника сновидений наяву |
1948 1953 |
х |
х |
х | |||
6. |
Я.Л. Морено Психодрама Г.А. Лёйц |
1959 1974 |
х | |||||
7. |
J.E. Shorr Психоимагинативная терапия |
1972 |
х | |||||
8. |
A. Lazarus Мультимодальная поведенческая терапия |
1973 |
Х |
х |
? |
х | ||
9. |
М.Г. Эриксон Эриксоновский гипноз Kossack Классический гипноз, гл. 16 |
1952 1976 1989 |
х |
х | ||||
10. |
Ф. Перлс Гештальт-терапия |
х |
х | |||||
11. |
Matthews-Simonton Creighton Leife-saving Self awarness-Technique |
1976 1980 |
Х |
х | ||||
12. |
J. Wolpe Систематическая десенсибилизация |
1985 |
Х |
х | ||||
13. |
Fabre, Maurey |
1985 |
х |
х | ||||
14. |
Р. Ассаджоли Психосинтез |
х |
Другое по теме:
Практические задания и тест
Расслабление с помощью волевого самоприказа.
Инструкция: закройте глаза и мысленно произнесите словесные формулы:
«Я хочу сейчас успокоиться»
«Я успокаиваюсь»
«Я спокоен»
«Я совершенно спокоен»
«Я абсолютно спокоен» ...
Экспериментальная часть. Этапы исследования
Таким образом, наше эмпирическое исследование складывалось из четырех этапов.
I этап. Анализ научной литературы зарубежных и отечественных авторов.
II этап. Построение методической базы исследования. На этом этапе нами проводилась опера ...
Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов
В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей действительности (ощущение, восприятие, представление и воображение). ...