Виды психических процессовСтраница 3
Вопрос связи процесса мышления и речи привлекал к себе повышенное внимание на протяжении всей истории психологических исследований. Предлагаемые решения были самыми разными — от полной изоляции речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга процесса до столь же однозначного и безусловного их объединения до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, - это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития [43].
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Он писал, что слово так же относится к речи, как и к мышлению. Слово являет собой живую клеточку, которая содержит в самом простом виде основные свойства, свойственные речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления [7].
Слово входит в состав речи, так как является средством общения. Если лишить слово значения, оно не будет относиться ни к речи, ни к мысли; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Л. С. Выготский утверждал, что именно в значении слова завязан узел единства, именуемый речевым мышлением.
Но все же мышление и речь имеют разные генетические корни. Они изначально выполняли различные функции и развивались изолированно. Коммуникативная функция была исходной функцией речи. При появлении необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда, как средство общения, возникла речь. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Но указательный жест, применяемый как средство общения, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.
Неотъемлимой частью психики являются такие психические процессы как ощущение и восприятие.
По Маклакову, физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий [31].
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.
Другое по теме:
Эмпирическое исследование достоверности различий самоотношения у студентов
с различным показателем тревожности. Методический
инструментарий и испытуемые
Основная цель нашего исследования: выявить и описать особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у студентов с различным уровнем тревожности. В соответствии с целью и поставленными задачами мы использовали следующий инструментар ...
Что такое любовь?
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.
/ Эсхил /
В юности каждый из нас обязательно задумывается о том, что такое любовь? И в моей очумевшей от прилива гормонов голове возникло простое и естественное желание понять, почему жизнь так у ...
Пол человека и
различные виды деятельности. Пол
и учебно-воспитательная деятельность
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное - учитывает ли их половые особенности при подаче учебного матер ...