Диагностика психических процессов
Страница 2

Экстрасенсорные возможности » Диагностика психических процессов

Исследование уровня развития мышления выявило, что респонденты, не имеющие выраженных экстрасенсорных способностей, обладают также средним уровнем развития мышления (5,3), тогда как респонденты-экстрасенсы имеют высокий уровень его развития (8,4). На рис. 2 представлен графический анализ уровня развития мышления у респондентов обеих групп.

Рис. 2. Сравнительный анализ уровня развития мышления

Уровень развития мышления у любого человека чаще всего связан с особенностями воспитания и социализации, а также с протеканием других психических процессов. Поэтому именно с особой средой воспитания и развития и связано, вероятно, хорошо развитое мышление экстрасенсов. Чаще всего экстрасенсорные способности человек начинает ощущать еще в детстве. Он начинает понимать свою исключительность и старается соответствовать этому статусу, постоянно развивая свой интеллект. Замечено, что экстрасенсы чаще больше читают и учатся. Поэтому их мышление постоянно тренируется. К тому же, как выявлено в предыдущей части исследования, у экстрасенсов быстрее протекают нервные процессы, а, значит, и развитие проходит несколько быстрее, чем у обычных людей.

Исследование внимания также проводилось с помощью двух методик.

Третья методика исследования — «Методика изучения уровня внимания» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабылицкой.

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников. Инструкция. «Прочитайте этот текст. Проверьте его. Если найдете в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправьте их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения респондента (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Текст: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».

Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0—2 – высший уровень внимания; 3—4 – средний уровень внимания; более 5 – низкий уровень внимания. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

Четвертая методика исследования — «Красно-черная таблица» Горбова. Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых. Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

При интерпретации результатов учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

В Таблице 2 представлен сравнительный анализ уровня развития и переключаемости внимания у респондентов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2

Сравнительный анализ развития внимания

Шкала

Не экстрасенсы

Экстрасенсы

t-value

среднее значение

ошибка среднего

среднее значение

ошибка среднего

Уровень развития внимания

3,7

0,12

0,5

0,06

5,412

Переключаемость внимания

5,4

0,23

1,3

0,07

6,054

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума
Обсуждая проблему желательных сил (на наш взгляд это понятие Дамаскина очень близко понятию мотивации современной психологии), Иоанн Дамаскин исходит из следующего понимания природы человека, отражающего взгляд христианской философии. Чел ...

Особенности профессиональной деятельности шахтёров
Горнорабочие и рабочие других профессий по добыче полезных ископаемых подземным и открытым способами добывают полезные ископаемые из подземных или открытых шахт, каменоломен, карьеров. Обязанности, выполняемые рабочими данной базовой груп ...

Аутизм. Семья аутичного ребенка
Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единственные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей ребенка. Третий год жизни является критическим для родителей, так как становится очевидной серьезность от ...