Эксериментальное исследование формирования морального поведения дошкольника. Организация и методы исследования

Материалы » Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста » Эксериментальное исследование формирования морального поведения дошкольника. Организация и методы исследования

Психологический анализ проблемы формирования нравственного самосознания у детей дошкольного возраста на теоретическом уровне определил необходимость эмпирического изучения компонентов и содержания процесса развития личности и психической активности.

Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей морального поведения и нравственного самосознания дошкольников.

Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:

Изучить особенности проявления морально-нравственного самосознания детей в ситуации морального выбора.

Провести экспериментальное исследование особенностей формирования морально-нравственного самосознания личности старшего дошкольника.

Исследовать сформированность и особенности морально-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Подтвердить или опровергнуть гипотезу, положенную в основу исследования.

Для решения выдвинутых задач мы использовали методы наблюдения, беседы, создание ситуации морального выбора, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Для выполнения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие методики:

Методика «О любимой мамочке»;

Методика «Проигрышная лотерея»;

Исследование проводилось на базе ДОУ «Золушка» г.Заводоуковска Исследование проводилось на выборке из 20 дошкольников, из них 8 мальчиков и 12 девочек, в возрасте от 5 до 6 лет.

Рассмотрим более подробно психодиагностический инструментарий нашей работы.

1. Методика «О любимой мамочке»

Цель: исследовать уровень сформированности морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста по отношению к взрослым людям, особенно к маме.

Методика проводилась в два этапа.

1 этап: «Беседа о любимой мамочке». Детям предлагается рассказать о том, как они любят своих мам, помогают и заботятся ли о них. Исходя из рассказов детей, можно сделать вывод, как сильно они любят своих мам и как заботятся о них.

2 этап: «Конфеты для мамочки». Дошкольникам в начале дня предлагается по три конфеты и воспитателем оговаривается, что конфеты можно съесть самим или унести домой и угостить маму, которой будет приятно. В течение пребывания в детском саду и в конце дня воспитатель спрашивал у каждого ребенка, сколько конфет осталось для мамы.

В ходе исследования по данной методике воспитатель может выяснить сформированность отношения ребенка к взрослым, в частности, к своей маме, а также уровень развития морального поведения ребенка.

2. Методика «Проигрышная лотерея»

Цель: исследовать сформированность морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Методика «Проигрышная лотерея» разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.

Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, и сообщить взрослому результат.

По поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения.

Таким образом, нами определены база и условия для проведения исследования, сформирована выборка, отобраны методики для диагностики и обработки полученных данных. Что позволяет перейти к обсуждению результатов исследования.

Другое по теме:

Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений. Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...

Психологическая готовность к обучению в школе. Подходы к пониманию и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего дошкольника, к обучению в школе
В настоящее время существует большое количество мнений ученых на проблему развития и готовности памяти дошкольников к моменту школьного обучения. Память как один из ведущих психических процессов, имеет особенно важное значение, для старш ...

Общая характеристика психических состояний человека
В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы чело­века, которые окрашивают его деятельность определенным фо­ном, нацеливают на определенную активность. Психические состояния ...