Формы суицидальной активностиСтраница 2
o Аномические мотивы
выражают потерю смысла и интереса к жизни, исчезновение сил для существования. Впечатление что в будущем нет ничего хорошего, все хорошее уже ушло в прошлое. В подростковом возрасте аномическая мотивация отражает не соответствие ожиданиям и суицидент-подросток не видит дальнейшего смысла своей жизни.
Эмиль Дюркгейм в свое время выделил аномическую мотивацию как самостоятельный фактор. Он писал, что «всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, что его потребности находят себе достаточно удовлетворения. В противном случае, то есть, если живое существо требует большего или просто иного, чем то, что находится в его распоряжении, жизнь для него неизбежно становится непрерывной цепью страданий. Стремление, не находящее себе удовлетворения неизбежно атрофируется, а так как желание жить есть по существу своему производное всех других желаний, то оно не может не ослабеть, если все прочие чувства притупляются» [соавтор 29, с. 140; 7].
Также, потерей смысла жизни может служить нежелание молодой личности отдать немного своей независимости ради благ жизни, предпочитают умереть на пике своих возможностей, красоты и благополучия. Абрамович в начале ХХ века писал: «Молодость часто безумна в гордом сознании истинно королевского величия своей поэзии, своей романтики и не хочет унизить этого величия в пыли и грязи жизненной мертвечины» [29, с. 141].
Кризис аутентичности тесно связан с аномической мотивацией и проявляется обычно в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Блокировать суицидальное поведение при аномической мотивации лучшим способом является «подписание противосуицидального договора». Дать время суициденту подумать, выждать время до окончательного решения и не прибегать к самоубийству. Человек остается свободным в праве выбора между жизнью и смертью. Но если человек думает, что ничего не случится за это время, то и ничего и не будет изменяться. Эффективнее если его заключать в устной форме.
o Анестетические мотивы
«отражают представление о том, что только смерть может избавить подростка от внутренних психологических страданий, невозможность больше терпеть ситуацию, невозможность найти другие пути избавиться от бесконечной и мучительной душевной боли» [29, с. 143].
Амбрумова по этому поводу считает, что невыносимая душевная боль (по Амбрумовой «психалгия») мешает сознанию как то задействовать прошлый опыт для решения проблемной ситуации, лишая возможности предвидеть свое будущее. В этом сознательном вакууме человек испытывая тяжелые переживания и стремиться от них избавиться как можно скорее.
Данной мотивировке свойственны мощные импульсивные эмоциональные реакции, которые в короткий срок, сковывая сознание, могут привести человека к самоубийству. В таких случаях влияние противосуицидальных мехонизмов малоэффективно – при возможности используется принудительное удержание.
В большинстве случаев со временем боль утихает, состояние человека нормализуется. Проявляется это критической оценкой своего поведения, включение противосуицидальных механизмов. При отсутствии данной реакции или же сохранении душевной боли (в любой ее форме) следует прибегнуть к срочному вмешательству психотерапевта.
Другое по теме:
Эмпирическая часть. Методики и этапы проведения исследования.
В моём исследовании приняли участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и 5 мужчин).
В работе использовались методики: Оценка уровня о ...
Теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной деятельности шахтёров. Понятие мотивации в современной психологии
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Вместе с этим, как отмечал Х. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно ...
Основные теории лидерского поведения
Рассматривая теории лидерского поведения, прежде всего, можно выделить изученные выше авторитарный, демократический и либеральный типы лидерства.
Характеристиками авторитарного стиля руководства являются:
· сосредоточение всей власти и ...