Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Страница 3

Материалы » Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения » Особенности межличностных отношений в педагогическом общении

2. Сангвинический темперамент – горячий, очень продуктивный, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспосабляимость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в общении с новыми для него людьми, что особенно важно в педагогической деятельности. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берётся за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься, если дело перестаёт его интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются, т.е. настроение быстро может меняться. Лёгкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа характеризуют гибкость ума сангвиника, его склонность к остроумию, способность быстро схватывать новое, легко переключать внимание.

3. Флегматический тип – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Благодаря уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности их флегматику легко оставаться спокойным даже в трудных обстоятельствах жизни. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему не трудно сдержать свои импульсы, порывы, строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе, не отвлекаться по мелочным поводам; благодаря этому он может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав свои силы, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Его недостатком является инертность, малоподвижность. Ему обычно нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания. Однако это качество – инертность – имеет в то же время и положительное значение, оно обеспечивает неторопливость и постоянство, определённость характера личности.

4. Меланхолический тип – явно тормозной тип нервной системы. Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности приводит к тому, что всякое сильное воздействие на меланхолика затормаживает его деятельность. Меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Он несколько замкнут, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди, он смущается и теряется при установлении с ними контакта, а отсюда склонен уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Павлов называет меланхолика аутичным типом. Меланхолик в общении с незнакомыми людьми застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, отличаться большой тактичностью.

Как видим из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения.

Темперамент сказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности или социальном контакте, подвижности или лёгкости приспособляемости к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения. От перечисленных выше свойств личности зависит и способность человека к образованию межличностных контактов.

Для межличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степени.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Следовательно, специфической чертой межличностных отношений является эмоциональная основа. Это значит, что такие взаимоотношения возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу и, проявляются на трёх эмоциональных уровнях: в аффектах, эмоциях, чувствах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Эмоции и чувства как психические явления. Понятие эмоций, их функции
Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от т ...

Ценностно-смысловая сфера личности. Смысловая концепция травмы и стресса
Превращение события, ситуации из повседневного фактора в неповседневную экстремальную ситуацию высвечивает фундаментальный феномен личностного смысла, без учета которого невозможно психологически адекватно определить феномен стресса. Смыс ...

Пол человека и различные виды деятельности. Пол и учебно-воспитательная деятельность
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное - учитывает ли их половые особенности при подаче учебного матер ...