Экспериментальная часть. Обоснование выбора методики исследования
Страница 1

Материалы » Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения » Экспериментальная часть. Обоснование выбора методики исследования

В современной педагогической литературе: отмечается, что работа с детьми осложнилась, что дети сейчас не те, избалованы, эмоционально неустойчивы, имеются проблемы в общении и т.д. Для продуктивной педагогической деятельности, прежде всего, необходимо научиться общаться со школьниками, налаживать межличностные контакты и между учениками и между учителем и учащимися. Для этого педагогам, прежде всего, необходимо исследовать свои личные психологические особенности, чтобы определить свои слабые стороны, которые мешают наладить правильный контакт с учащимися.

Для этого мы отобрали методики, которые наиболее полно соответствуют поставленным задачам исследования и выполненному теоретическому анализу проблем педагогического общения:

тест-опросник Айзенка.

оценка уровня общительности учителя (по В. Ф. Ряховскому)

оценка способности педагога к эмпатии.

Рассмотрим более подробно каждую из выбранных методик.

Методика 1. Тест-опросник Айзенка.

Данная методика позволяет определить совокупность описывающих человека черт посредством двух главных факторов: экстроверсии-интроверсии и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстроверсия), либо на внутренний мир субъективный мир (интроверсия).

Принято считать, что экстровертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная приспособляемость. Интравертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.

Второй фактор – нейротизм – описывает некоторые свойства-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом – чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип.

Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить неожиданный результат – достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырёх типов темперамента.

Эмоциональная стабильность

Невротизм

Схематическое сопоставление типов темперамента в двухфакторной модели Г. Айзенка

Вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, интраверты заторможены и инертны, склонны к невротизму, нестабильны и дезадаптивны, а их антиподы, наоборот, весьма эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы – выглядят излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще и обязятельно учитывать и ситуационные характеристики, и тогда окажется, что в ситуациях со слабыми стимулами более активным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интравертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность.

Стабильный экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт, несомненно более адаптивен в «сильных средах» (напряжённых условиях), в которых интраверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Патриотизм как моральная позиция
Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствов ...

Формирование и развитие способностей
Зависимость развития способностей от обучения, рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности ...

Этническое возрождение на территории «постсоветского» пространства
Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие. Рост этнической идентичности, затронувший ...