Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью

Материалы » Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению) » Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью

Взаимосвязь между эмоциями и работоспособностью проследим на примере трудовой деятельности руководителя - менеджера .

Специфической особенностью трудовой деятельности руководителя является то, что она, с одной стороны, протекает в условиях повышенной нервной напряженности, различных стрессовых ситуаций, ускоренного ритма жизни и эмоционального подъема, с другой -при малоподвижной физической нагрузке, длительной обездвиженности тела, что вызывает гиподинамию (гипокинезию) тела. Такое состояние является источником многочисленных нарушений работы организма, сосудистой дистонии, застойных явлений и болевых синдромов.

Интенсивное воздействие окружающей среды на эмоциональную сферу, ускоренный темп жизни, информационные нагрузки, жесткий дефицит времени, неупорядоченность режима работы и, как следствие, перегруженность различными второстепенными работами могут вызвать различные нервно-психические расстройства, аллергические состояния, сердечно-сосудистые заболевания. Продолжительная фиксация конечностей, взгляда, вынужденная длительная поза приводят к нарушению периферического кровообращения, ритма дыхания, а возможности диафрагмы как «венозного» сердца в полном объеме не используются. К тому же некоторые руководители подвергают себя избыточной интоксикации за счет курения, нерегулярного питания, а иногда и переедания. Все это вызывает иногда более интенсивный процесс биологической акселерации или преждевременной старости, к тому же приводит к «омоложению» таких заболеваний, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и др. По данным исследований, их возникновение определяется нередко 35-45 годами, что сокращает сроки активной жизни на 20-25 лет [13, с.438].

Неправильная организация умственного труда вызывает утомление, состояние эмоционального напряжения, приводит к астенизации, снижению потенциальных возможностей руководителя, к «чувству мозгового дефицита», впервые отмеченному французским ученым Дежерином. Наблюдаются снижение критики и аморфное мышление, снижение и «провалы» памяти, быстро истощаемое активное внимание и низкая продуктивная деятельность, рассеянность, тяжесть и шум в голове, угнетенное состояние, ощущение профессиональной несостоятельности, сомнений, тревоги, неверия в свои силы, недовольства собой, досады и смущения, плохого настроения [13, с. 434].

Эмоции удовольствия и неудовольствия, стенические – повышающие жизнедеятельность организма, а у человека – его дееспособность, и астенические – понижающие их, могут закономерно проявляться в самых различных видах нашей деятельности, влияя на ее результат, превращая наши действия, подход к ним и рациональность выполнения в привычку.

Плохое настроение не совместимо с профессиональной деятельностью, возлагаемыми и выполняемыми функциями. Оно может ухудшаться под воздействием изменяющегося физического состояния, личных жизненных неудач, неприятностей и т. п. И все это может передаваться подчиненным, сказываться на производственной деятельности, может привести к неоправданным действиям в процессе принятия решений, вызывать ошибки и аварии.

При действии различных отрицательных эмоций в организме могут возникать разнонаправленные ответные реакции со стороны внутренних органов и эндокринной системы. Они зависят от глубины, стойкости и психологического содержания переживаний, эмоциональных психопатологических реакций и могут привести к определенной утрате трудоспособности и инвалидности.

Выводы

1. Эмоции существуют как единство переживания и поведения человека.

2. Если эмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становятся эмоциональными свойствами личности.

3. Некоторые эмоциональные свойства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента.

4. Эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний.

5. Эмоциональность – это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств.

6. Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности.

7. Эмоции могут способствовать повышению работоспособности, а могут и снижать ее.

Другое по теме:

Трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом
Прежде всего, следует сказать, что специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать и об особой ранимости его близких. Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тя ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ I . Основные факторы, определяющие формирование у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.). Потребности, ценности Идеал отношения и поведения Активная жизненная позиц ...

Учебная деятельность. Готовность к школе
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед ...