Экспериментальное исследование взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления. Описание выборки и методов исследования
Страница 2

Материалы » Изучение взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы руководителей среднего и нижнего звена управления » Экспериментальное исследование взаимосвязи компонентов самоотношения и особенностей межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления. Описание выборки и методов исследования

-самообвинение – склонность обвинять себя во всех неудачах. При высоком уровне проявления – неадекватная интропунитивность, что иногда может приобретать даже агрессивный характер и своеобразное «злорадство» над собой. При этом наблюдается какая – то фаталистическая обречённость, когда человек, приписывая все причины собственных неудач лишь себе, даже не пытается что – то изменить;

-самопонимание – способность понимать, находить причины своих психических состояний, действий и поступков.

Эти измерения интегрируются в общее позитивное или негативное отношение к себе, интегральное чувство «за» или «против» собственного я.

В соответствии с предложенной структурой самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева был разработан специальный опросник для диагностики этого феномена. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания.

S - Интегральное чувство «за» или «против» собственного Я

1. Самоуважение

2. Аутосимпатия

3. Ожидание положительного отношения от других

4. Самоинтерес

1) Самоуверенность

2) Отношение других

3) Самопринятие

4) Саморуководство, самопоследовательность

5) Самообвинение

6) Самоинтерес

7) Самопонимание

Данный опросник дает возможность определить не только общий уровень эмоционально-ценностного отношения к себе, но и позволяет получить данные относительно элементов его структуры [13].

Инструкция: «Вам предлагается ответить на нижеперечисленные вопросы. Прослушав их, выберите один из возможных вариантов: «да» или «нет». Над ответами долго не думайте, отвечайте искренне».

Показатель по каждой шкале подсчитывается суммированием совпадений ответов испытуемого с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл. По завершении подсчета сырые баллы выражаются в единицах накопленных частот и приобретают процентное значение.

Среднегрупповые нормы по данной методике были рассчитаны для данной выборки испытуемых с помощью среднеарифметических значений по шкалам и стандартных отклонений.

Методика «Якорь карьеры» Э.Шейна.

Для любого человека характерны определённая личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы, и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определённую систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этому понятию соответствует понятие „карьерные ориентации”.

Опросник Эдгара Шейна „Якорь карьеры” используется для практического изучения карьерных ориентаций. Опросник переведен и адаптирован В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой.

Э. Шейн выделил 8 основных карьерных ориентаций („якорей”):

1. Профессиональная компетентность;

2. Менеджмент;

3. Автономия (независимость);

4. Стабильность;

5. Служение;

6. Вызов;

7. Интеграция стилей жизни;

8. Предпринимательство;

Инструкция: «По шкале от 1 до 10 оцените, насколько важным является каждое из первых 21 утверждений. Учитывая, что 1 – означает «совершенно неважно», а 10 – «исключительно важно». Остальные баллы – промежуточные. Начиная с 22 утверждения, оцените, насколько вы согласны с каждым из следующих утверждений. Учитывая, что 1 – «совершенно не согласен», а 10 – «полностью согласен». Остальные баллы промежуточные».

С помощью ключа по каждой карьерной ориентации подсчитывается количество сырых баллов путем суммирования и деления на количество вопросов – 5 (для ориентации стабильность – 3). Самый высокий показатель – 10, самый низкий – 1. Полученное значение свидетельствует о выраженности соответствующей карьерной ориентации. Обобщённый результат – может говорить о выраженности фактора профессиональной мотивации, о „напряжённости” направленности на деятельность. Следует обратить внимание на „перекос” в сторону какой – либо одной ориентации или баланс всех видов карьерных ориентаций.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Сбор и анализ информации
Тот, кто владеет информацией, владеет миром. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому переменные и коэффициенты, составляющие формулу и указывающие на определенные влечения и потребности, имеют у всех людей различные приоритеты. Не ...

Введение: понятие о воле
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII – XIX вв., эта проблема была одной из центральных в пс ...

Применение теории Пиаже к практике образования
Если бы понадобилось получить на основе работ Пиаже практиче­ские характеристики процесса школьного обучения, то какими они могли бы оказаться? Обучение посредством исследования. Согласно Пиаже (1973)[28], интеллектуальное развитие завис ...