Общая характеристика внимания
Страница 1

Внимание

— это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является процессом отражения действительности, оно пред­ставляет собой одну из сторон психической деятельности — ее динамики. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Предоставляем услуги по международным авиаперевозкам fast-era.ru.

С физиологической точки зрения внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и дру­гие ощущения и восприятия, а также движения, которые связа­ны с деятельностью определенных участков коры больших по­лушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же са­мых нервных центров, с помощью которых осуществляются со­провождаемые вниманием психические процессы. Но оно оз­начает наличие участков с повышенной и пониженной возбу­димостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участ­ке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связан­ных с выполнением данной деятельности, возникает торможе­ние, затухание или даже полное прекращение нервного процес­са, в результате чего одни центры оказываются возбужденны­ми, другие — заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты — на­личия в каждый данный момент в коре больших полушарий го­ловного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбуди­мостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточе­ние сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Внимание характеризуется определенными сдвигами в орга­низме человека. Происходит изменение сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, отмечаются сосудистые и кожно-гальванические реакции.

Внимание характеризуется многими свойствами; концент­рацией, избирательностью, распределением, объемом, интен­сивностью, устойчивостью, отвлекаемостью.

Концентрация внимания представляет собой способность че­ловека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвле­каясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Избирательность внимания — это его со­средоточение на наиболее важных предметах. Распределение вни­мания — это возможность человека иметь в сознании одновре­менно несколько разнородных объектов или же выполнять слож­ную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Объем внимания характеризуется количеством объек­тов или их элементов, которые могут быть одновременно воспри­няты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один мо­мент. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкос­тью и быстротой. Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на восприятии данного объекта. Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание — это внимание, ко­торое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельно­сти. К основным условиям его возникновения могут быть отне­сены: задача и сознательная программа действий, цель деятель­ности, активность личности, опосредованный характер ее ин­тересов. Его основная функция — активное регулирование психических процессов. Оно характеризуется целенаправлен­ностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов
Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психо ...

Учебная мотивация
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Изучение мотивов предполагае ...

Теоретический анализ социально-психологических особенностей малой группы. Виды групп и их функции
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1. условные и реальные; 2. постоянные и временные; 3. больш ...