Неофрейдизм
Страница 1

Фрейдовский психоанализ и его варианты, предложенные Карлом Юнгом и Альфредом Адлером породили много критических замечаний и множество попыток его уточнения. Всю совокупность течений, выросших на основе психоанализа, принято обозначать как неофрейдизм, под которым понимается обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., на базе идей 3. Фрейда и представлявшее собой социально ориентированную форму психоанализа. Главными представителями неофрейдизма являются К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан. Карен Хорни (1885-1952) выступила скорее не с созданием собственной теории, альтернативной фрейдовской, а с дальнейшим развитием его идей. Она не соглашалась с представлением Фрейда о зависимости личности человека от неизменных биологических факторов и об исключительной роли сексуальных влечений в формировании его поведения. Она отвергала и вывод Фрейда о неизменности и тотальной биосексуальной обусловленности мотивов поведения человека. По ее мнению, человек не только может меняться, но и реально меняется в процессе своей жизни. Если Фрейд постулировал зависть девочек к мальчикам как главный мотив поступков и деятельности женщин, то Хорни выдвинула противоположное утверждение, что мальчики завидуют девочкам и все поведение мужчин определяется их собственным чувством неполноценности по отношению к женщинам, что и приводит к стремлению мужчин принизить женщин, добиться над ними господства. Однако, несмотря на это, кардинального пересмотра понятий бессознательного, комплексов и т.д. К. Хорни не проводила. Центральное место в системе своих взглядов она отводила понятию базальной тревожности, источником которой являются недостаток родительского внимания и ласки в детстве и возникающее у ребенка чувство одиночества и беззащитности в потенциально враждебном ему мире. Все, что может нарушить систему взаимоотношений родителя и ребенка, приводит в конечном итоге к формированию этой основной, базальной тревоги. По сути, Хорни выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной (в терминологии Хорни - культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. В отличие от инстинктов как фактора мотивации поведения (о чем говорил Фрейд), Хорни в число доминирующих факторов относит потребность в безопасности и освобождении от страха. Под влиянием опыта врачебной работы (Хорни занималась врачебной практикой в психоаналитических клиниках Берлина) и вследствие общения с Эрихом Фроммом, она пришла к выводу о значимой роли культурных факторов в возникновении неврозов. Таким образом, источником невроза является сформированная у ребенка базовая тревожность. Эти представления особенно подтвердились после ее переезда в 1932 г. в США. Она писала, что "…отношения между людьми и неврозы в этой стране во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в европейских странах и объяснить это можно только…" различием в цивилизации. Свои взгляды К. Хорни изложила в книге "Невротическая личность нашего времени".

Главным утверждением в ней было то, "что неврозы вызываются нарушениями человеческих взаимоотношений. В этой же книге содержится и критика ряда положений учения Фрейда как недостаточно отражающих значение культурных факторов, что не только приводит к неверным обобщениям, но и мешает пониманию реальных сил, определяющих наши взгляды и действия. Эта критика получила развитие и в других работах Хорни и касалась основных аспектов фрейдовской теории: пансексуализма, Эдипова комплекса, инстинкта смерти, структурного деления психики на Оно, Сверх-Я и Я, предопределяющей роли детства и его инфантильно-сексуальных фаз, сексуальной этиологии неврозов и др. Тем не менее Хорни не отказывается полностью от наследия Фрейда. Она очень высоко оценивает творчество ученого и высказанные им идеи.

Однако свою задачу она видит не в строгой приверженности всем теоретическим интерпретациям Фрейда - это была бы опасность стагнации - но " .в построении нового на заложенных им основах . именно таким путем мы можем помочь реализации тех возможностей, которые психоанализ имеет для будущего - как в качестве теории, так и в качестве терапии". Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход. Она обратила внимание на некоторые типичные для современного общества аспекты, как, например, соревнование в смысле соперничества, конкуренцию, которые являются не только движущей силой экономики, но пронизывают также личную жизнь человека. Все человеческие отношения в семье, между родными, в школе, в обществе, в любви имеют характер соперничества. Постоянная необходимость сравнения себя с другими, притязания и - реальные возможности своего неуспеха и успеха других, вызывают тяжелые переживания - страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности, зависти и постоянной тревожности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Разработка рекомендаций педагогу-воспитателю по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста
Чем больше органов чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в механическую, нервную память, точнее сохраняются и потом легче вспоминаются. Человек скорее ...

Проведение практической работы по проблеме влияния СМИ
Для решения проблемы негативного влияния средств массовой информации на подростков, проведем собрание на тему «Телевизор в жизни семьи» (См. Приложение 3). Собрание начнем с вступительного слова: «Телевизор в жизни подростка – это хорош ...

Особенности деятельности детей с ЗПР
Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «обр ...