Специфика психических образований человека
Страница 2

Материалы » Психические процессы состояния и образования » Специфика психических образований человека

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

♦аналитический, представляющий собой вычленение и ов­ладение отдельными элементами действия;

♦синтетический, представляющий объединение изученных элементов в целостное действие;

♦автоматизацию, представляющую собой упражнение с це­лью придания действию плавности» нужной скорости, сня­тия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целе­направленных и систематических повторений действий. По мере выполнения упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения на­выком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результа­ты упражнений могут быть выражены графически. Количествен­ные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем: измерением количества работы, выполнен­ной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение. Навык может быть сформирован разными путями:

♦через простой показ;

♦через объяснение;

♦через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование на­выков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыка­ми и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Переносом навыков называется положи­тельное влияние уже приобретенных навыков на усвоение но­вых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ра­нее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необхо­димым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или уме­ний как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

а) новый навык включает в себя движения, противополож­ные по своей структуре усвоенным ранее и ставшие при­вычными;

б) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользо­ваться, в противном случае возникает деавтоматизация, она представляет собой ослабление или даже полное разрушение вы­работанных автоматизмов. При деавтоматизации движения ста­новятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверен­но, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Воспитание как формирование определенных качеств
Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут п ...

Личность консультанта
Работа на телефоне доверия предъявляет определенные требования к качеству подготовки консультанта: он должен иметь определенный уровень образования. Наиболее предпочтительны специалисты - психиатры, психотерапевты, психологи, педагоги, со ...

Воля как фактор самовоспитания
ВОЛЯ – сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по сл ...