Телефон доверия как средство решения личностных проблем. История
возникновения службы телефонной помощи населениюСтраница 3
В нашей стране, в отличие, например, от Европейского Союза, США и Японии, деятельность телефонов доверия не лицензируется. Действует лишь приказ Минздрава России № 148 от 06.05.1998 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением». Согласно этому документу, к работе телефонов доверия привлекаются врачи-психиатры, врачи-психотерапевты и медицинские психологи, прошедшие специализацию по суицидологии (науке, изучающей самоубийство) и имеющие стаж работы в учреждении, оказывающем психиатрическую помощь. Однако, как свидетельствуют документы Российской Ассоциации «Телефоны экстренной психологической помощи» (РАТЭПП), к работе многих российских телефонов доверия привлекают волонтеров, не имеющих должной подготовки. Чиновники Минздравсоцразвития относятся к этому факту терпимо. Как сказал мне в телефонном интервью Владимир Коробков, представитель пресс-службы ГУВД г. Москвы, за последние два года в г. Москве не было возбуждено ни одного дела об административном правонарушении из-за того, что руководители телефонов доверия нарушили эту норму.
Известны случаи, когда под видом оказания психологической помощи людей втягивали в деятельность тоталитарных сект. «Допустим, вы разводитесь, и обращаетесь за психологической помощью на недобросовестный телефон доверия. А консультант приглашает вас на очный тренинг, на котором вас вербуют в секту», – предостерегает Александров. Люди, участвующие в тоталитарной секте, могут добровольно отдать в секту всё имущество, быть до конца преданными делу секты. Как правило, психологические проблемы у пострадавших связаны с поиском эмоциональных контактов, дружбы и любви. Такие люди легко находят общение с другими членами секты, но при этом навсегда теряют независимость и свободу.
Многих проблем в деятельности телефонов доверия и служб экстренной психологической помощи можно было бы избежать, если бы действовало законодательство, недвусмысленно определяющее содержание услуг в области психологического консультирования, степень ответственности за жизнь клиентов службы, гарантии конфиденциальности обращения. В службе психологического консультирования обязательно должна действовать система обеспечения качества, осуществляться профессиональный надзор за деятельностью консультантов. Кроме этого, должны соблюдаться нормы закона «О рекламе», по которому клиенты психологической службы должны иметь доступ к сведениям о том, какой организации принадлежит телефон доверия, какова квалификация её консультантов. Чрезвычайно важно взаимодействие телефона доверия с экстренными службами (милицией, спасателями) на случай, если клиент заявляет о том, что намерен совершить самоубийство. Все эти вопросы отражены в законодательстве многих зарубежных стран, но не в российском.
Основная функция работника службы телефона доверия состоит в том, чтобы оказывать психологическую помощь тем людям, которые обратились в их службу со своими проблемами. Так как обращение в такую службу добровольно, анонимно и, в большинстве случаев, носит разовый характер, то о результатах труда сотрудников ТЭПП можно говорить только условно, потому как обычно психолог не знает, как его разговор с клиентом повлияет на дальнейшую жизнь абонента.
В России в силу ряда различных причин практически 100% центров телефонной помощи построены по профессиональному принципу.
Другое по теме:
Экспериментальные исследования представления себя
другим. Гипотеза, цели,
задачи, методы исследования
Общая гипотеза: представление себя другим является одним из способов самопознания. Частные гипотезы были сформулированы следующим образом:
1) с помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собствен ...
Развитие познавательной деятельности
А. Кругозор
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредствен ...
Сенсорное развитие
Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изоб ...