Методы работы консультантаСтраница 4
-Дети заставляют меня наказывать их.
Вопрос: «Как именно дети заставляют тебя наказывать их?»
Номинализации - перехода глаголов в абстрактные существительные, когда процесс превращается в вещь или событие. Человек в этом случае теряет возможность выбора и нужно вернуть его к связи с динамическими процессами жизни. Если событие может восприниматься вне границ контроля, то процесс может быть изменен. Для различия номинальных слов можно представить тележку, куда можно положить конкретные вещи (клубок, котенка, домик и т.п.), но нельзя положить неудачу, любовь, смущение и т.п. Это и будут номинализации. Для преображения их в слова, обозначающие процесс, используют вопросы, содержащие глаголы:
Пример: - Я не получаю признания.
Вопрос: «Как бы Вы хотели, чтобы Вас признавали?»
-Мне нужна помощь.
Вопрос: «Как бы Вы хотели, чтобы Вам помогли?»
Следующее отличие метамодели - ограничение модели говорящего. Этот критерий определяет ограничения. Расширив модель мира, можно помочь человеку обогатить свою модель мира и иметь больше вариантов для решения проблемы. Есть две его разновидности:
– универсальные квантификаторы;
– модельные операнты необходимости.
Универсальные квантификаторы - обобщающие слова: «все», «все», «каждый», «всегда», «никогда», «никто», «всякий» и т.п. Подчеркивание обобщений, задаваемых универсальными квантификаторами, усиливается с помощью интонаций голова консультанта. Это заставляет человека искать исключения для своего обобщения и получать, в итоге, больше возможностей выбора.
Пример: - Я никогда не бываю уверенным.
Вопрос: «Вы никогда не бываете уверенным?»
Также можно задать вопрос, не было ли у клиента опыта, противоречащего этому обобщению:
– Вы абсолютно никогда не были в жизни уверенным?
– Были ли моменты в Вашей жизни, когда Вы были уверенным?
Пример: - Ты всегда мне лжёшь.
Вопрос: « Всегда - всегда?»
Модальные операторы необходимости - слова, указывающие на отсутствие выбора: «мне следует», «я должен», «я не могу», «это необходимо». Работе с этими ограничениями помогают 2 вопроса:
-Что Вам мешает?
-Что случится, если Вы этого не сделаете?
Пример: - Я не могу этого сделать.
Вопрос: «Что Вас останавливает?»
-Я должен заботиться о других.
Вопрос: «Что случится, если Вы перестанете заботиться о других?»
Семантически ошибочные формулировки - составляют 3-ю группу отличий. Эти формулировки мешают человеку действовать так, как он стал бы действовать в иной ситуации. Выделяют 3 вида семантически ошибочных формулировок:
– потеря причинно-следственных связей;
– чтение мыслей;
– потеря субъекта.
Потеря причинно- следственных связей - предположение, что некоторое действие со стороны «А» может заставить «В» действовать определенным образом или испытывать определенные эмоциональные переживания. Предполагая таким образом, человек реагирует, полагая, что у него нет другого выбора. Если противопоставить что-то этому предположению, появится возможность задуматься, действительно ли верно предположение о причинно-следственном отношении. Вопрос, помогающий в этом: «Каким образом “А” вызывает у “В” это?»
Пример: - Ты нарушаешь мои планы.
Вопрос: «Как я могу нарушать твои планы?»
-То, что ты пишешь на стене, меня достает.
Вопрос: «Каким образом то, что я пишу на стене, может тебя доставать?»
Чтение мыслей - это способ обнаружения, что кто-то действует на основании иллюзий, а не информации. Вопросы типа: «Каким образом Вы узнаете, что “А” .?» помогают говорящему осознать или даже поставить под сомнение вопрос предположения, казавшийся очевидным.
Другое по теме:
Возникновение тестирования
Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пун ...
Возрастные особенности развития мышления у дошкольников
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств ...
Анорексия. Роль семьи (нервная анорексия)
Родители больных анорексией по возрасту и социальному положению не отличаются от других людей. Не имеет значения для заболевания и наличие братьев и сестер. Но описывались семьи, где у ребенка, втянутого в отношения родителей или семейные ...