Методы работы консультантаСтраница 3
– Когда, где и как возникла эта проблема?
– Как она менялась с течением времени?
3) осуществление функционального анализа.
– Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема?
– Какую цель она преследует или какую задачу она решает?
– Для чего нужна клиенту эта проблема?
– Чего он пытается тем самым добиться?
– Какую функцию выполняет проблема в теперешней жизненной ситуации клиента, в его отношениях?
Проработка символов клиента должна привести к формулировке проблемы в ресурсном виде.
Существуют специально выработанные приемы задавания вопросов, которые в «НЛП» получили название метамодели.
Метамодель - это набор лингвистических средств для сбора информации, направленной на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет. Так как мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Психологу важно понимать модель или карту мира, существующую у клиента. Существует множество «бедных» моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии меж - и внутриличностных конфликтов.
Люди создают модели посредством 3-х универсальных процессов: исключения (стирания); обобщения (генерализации); искажения. Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учится, переживать субъективную реальность за реальность. Те же процессы ограничивают нас, уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций. Так как эти три процесса выражаются в лингвистических паттернах, мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых метамоделью, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможность выбора для человека.
Слушание и реагирование в рамках метамодели дает возможность максимального понимания и научения в любой специфической коммуникации.
Различаются метамодели по следующим критериям:
– сбор информации;
– ограничение модели говорящего;
– семантически ошибочные формулировки.
Сбор информации относится к получению, посредством подходящих вопросов и реакций, точного и полного описания представляемого содержания. Этот процесс служит также для связи языка говорящего с его переживаниями. В данной категории - четыре подразделения:
– исключения;
– отсутствие указаний, к чему или кому относится сказанное:
– неспецифированные глаголы;
– номинализации.
Исключения - помощь в восстановлении исключенной информации помогает создать полное представление опыта. Для обнаружения отсутствующего материала задаются вопросы «о ком?”, «о чем?», «кого?», «чего?», «кто именно?», «как именно?» (последний вызовет информацию, указывающую на репрезентативную систему говорящего).
Например: - Я не понимаю.
Вопрос: «Чего именно Вы не понимаете?»
-Я боюсь.
Вопрос: «Чего или кого Вы боитесь?»
-Он мне не нравится.
Вопрос: «Что именно в нем Вам не нравится?»
-Я не понимаю.
Вопрос: «Как именно Вы не понимаете?»
Отсутствие указаний, к чему относится сказанное- тип обобщения, при котором отсутствуют детали, помогающие сделать выбор. Могут помочь вопросы: «кто именно?», «что именно?».
Пример:
-Меня никто не хочет.
Вопрос: «Кто именно Вас не хочет?»
-Это трудно.
Вопрос: «Что именно трудно для Вас?»
Неспецифированные глаголы - оставляют человека в неопределенности по поводу описываемого переживания. Просьба специфировать глагол помогает более полно пережить опыт. Для этого можно задать вопрос «Как именно?»
Пример:
-Он отвергает меня.
Вопрос: «Как именно он тебя отвергает?»
Другое по теме:
Бесконечность человека
Проблема бесконечности (неконечности) человека интересовала многих философов. В трудах С.Л. Рубинштейна акцент делается на понимании человека как микрокосма, В. А. Петровского, который рассматривает способность трансцендировать, считая вы ...
V1 –
привлекательное лицо
Что глаз не увидит, то сердце не запомнит.
/ Французская пословица /
Тема красоты неисчерпаема хотя бы потому, что критерии красоты постоянно меняются. Это особенно заметно, если сравнить лица со старых картин, воспевавших идеалы того в ...
Причины возникновения конфликтов
Причин, вызывающих конфликты, так же много, как и конфликтов. К основным причинам конфликтов в организациях относятся:
1.Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации
.
Как известно, ресурсы в любой экономической системе огранич ...